Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важнополучить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.
Н.А. Рыжова предлагает составить необычный неофициальный документ – экологический паспорт ДОУ. Он поможет поновому оценить и территорию, и внутренние помещения, и экологическую обстановку в районе. Составив и проанализировав такой «документ», педагоги смогут определить основные направления своей работы, разработать рекомендации по обустройствутерритории (в том числе и по организации экологической тропы), экологического класса и многое другое. Все данные можно оформить в виде альбома или тетради, проиллюстрированныхфотографиями и схемами. Не исключено, что такой паспорт заинтересует и поможет привлечь к сотрудничеству родителей.
Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих регионах страны. Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:
а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;
б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;
в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренниепомещения;
г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающуюсреду и наметить пути уменьшения этого влияния;
д) систематизировать и проанализировать профессиональные иматериальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностейэкологического образования;
е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;
ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями;
з) создать более благоприятные для здоровья детей условия;
и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;
к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме(что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).
Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная сраздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в тойили иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог.
«Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенныхв прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии(экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающихэкологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года,вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива.Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения возеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.
Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студентывузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы (соответствующий опыт уже имеется). Такой подход оченьважен с точки зрения преемственности в экологическом образовании.
К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора.
К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий,которые дети смогут переставлять во время игры.
Ниже приводится примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» (в схематическом виде она показана нарисунке).
Мария Бельтюкова
Экологический паспорт нашего участка
Экологический паспорт участка подготовительной группы
(описание)
Растительный мир
На территории участка подготовительной группы встречаются: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает нам возможность проводить с детьми разнообразные занятия по ознакомлению с природой.
Деревья: береза, липа, тополь
Кустарники: чайный куст
Травянистые растения: ромашка пахучая, лилия тигровая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, крапива, мать -и -мачеха
Приложение №1 – растительный мир (стихи, песенки, потешки, позновательная информация об упомянутых видах растений)
Животный мир
На всей территории детского сада можно встретить: ворон, воробьёв, трясогусок, снегирей, синиц, грачей, воробьёв, сорок, дятлов, голубей, свиристелей.
Так же встречаются различные виды насекомых: бабочки, жуки, божьи коровки, мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи, земляные червяки, пауки.
Животный мир требует постоянных исследований.
Приложение №2 – животный мир
Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе
Работа в природе является наиболее ценным видом трудовой деятельности, доступным дошкольникам.
В нашем детском саду созданы условия для развития экологической культуры детей, имеются объекты живой и неживой природы, календари погоды, мини-огороды, цветники, уголки лекарственных растений, декоративный колодец, муравейник.
Природная среда создает условия для эстетического восприятия окружающего мира и становления начал созидательной деятельности детей.
Трудовое воспитание детей нашей группы начинается с уголка природы в группе, где высаживается различный материал для наблюдения и опытов – на нём дети учатся элементарным способам ухода за растениями, наблюдают, сравнивают, ставят эксперименты. Затем весной, работа переносится на групповой участок. На участке нашей группы имеется огород и цветник.
В мини огороде дети самостоятельно выращивают овощи (свеклу, морковь, лук, бобы, горох, помидоры, картофель, болгарский перец) и зелень (петрушку, укроп, сельдерей). Осуществляется уход за растениями в цветнике.
Работая на огороде – дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, овладевают целым рядом практических трудовых навыков.
Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности являются: наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов. Для этого в нашей группе имеются:
1. Картина сезона, модели года, суток.
2. Календарь наблюдения за погодой на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели на участке, птиц которые прилетали к кормушке.
4. Проводятся выставки рисунков детей по теме «Природа в разные времена года».
5. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
6. Устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов
7. В книжном уголке ведётся подбор экологической литературы (по теме недели)
Таким образом, отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности включает в себя:
Ведение экологических дневников;
Составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;
Рабочие листы по фиксации экспериментов;
Ручной труд, изодеятельность, конструирование из природных материалов
Анализ реализации экологических проектов
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
В результате реализации экологических проектов:
повысился уровень экологических знаний детей нашей группы;
повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения различных экологический мероприятий (занятия, викторины, экологические походы)
Используемая методическая литература
Н. А. Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";
О. М. Масленникова "Экологические проекты в детском саду";
С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";
"Животный мир", энциклопедия;
Большая энциклопедия для дошкольника
Разнообразные интернет ресурсы, презентации
Дидактические материалы. Экологические игры:
"Четвертый лишний"; "Найди по описанию"; "Лесная школа";"Садовод";
"Как зовут тебя, деревце? "; "Дары природы";"Зверята";"Найди лишнего";
"Собери картинку"; «С какого дерева листок», «Лишний предмет», «Грибы, овощи, фрукты».
"Времена года"; "Ассоциации"; "Растения";"Двойняшки";"Кто где живет? ";
"Соседи по планете"; "Родная природа". «Где что растет»,
«Что за птица», «Какое время года», «Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки», «Зоологическое лото».
Сейчас почти во всех регионах страны дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Многие детские сады хотели бы иметь образец, опираясь на который можно оформлять собственные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами самого первого «Экологического паспорта ДОУ», который разрабатывался в детском саду
№ 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г. и по настоящее время). Материалы этого «паспорта» обсуждались на коллегии Московского комитета образования, с ними познакомились многие слушатели семинаров по экологическому воспитанию, проводимых Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Хотим подчеркнуть, что перед вами - всего лишь один из вариантов «Экологического паспорта». Вполне вероятно, что ваш собственный документ будет отличаться от него, однако в целом логика подачи материала вряд ли может измениться. Советуем особенно обратить внимание на раздел «Выводы и рекомендации». Опыт показывает, что именно он вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, являясь в то же время наиболее важной частью «Паспорта».
Общее количество детей, посещающих детский сад, - 175. Общее количество персонала - 46 человек. Количество групп - 7, из них одна группа круглосуточная.
Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели - 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели - 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники - 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники - 2 человека.
В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.
1. Экологическая ситуация района
1.1. Общая характеристика района
Местонахождение дошкольного
учреждения: г. Москва, Восточный
административный округ, район Перово; 2-я
Владимирская улица, д. 26.
Вся Юго-Восточная зона, в которой расположен
жилой район Перово, характеризуется крайне
неблагоприятной экологической обстановкой. Это
объясняется влиянием таких крупных промышленных
зон, как ЗИЛ, Волгоградский проспект, Южный порт,
железнодорожная сортировочная станция, завод
«Прожектор», и др.
В районе наблюдается сильное загрязнение почв
свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная
обстановка в округе нормальная. Уровень
радиационного загрязнения - средний по Москве.
Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно
загрязнены. В составе загрязнителей - тяжелые
металлы, органика, микрофлора. В воздухе
наблюдается превышение предельно допустимых
концентраций (ПДК) висмута и свинца.
Состояние здоровья населения
Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.
Зеленые массивы
На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.
Примечание
Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада
ДОУ находится на пересечении двух
улиц, характеризующихся большими транспортными
потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько
крупных промышленных предприятий, являющихся
источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен
Измайловский лесопарк, представляющий интерес с
точки зрения экологического образования и
улучшения состояния здоровья детей. Здесь
имеются следующие интересные объекты: липовая
аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны,
берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая
обстановка в районе крайне неблагоприятная,
следует уделять большее внимание оздоровлению
детей. Необходимо чаще выводить детей в
Измайловский лесопарк, учитывать
неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда
происходит скопление всех вредных выбросов в
приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в
самый дальний от автомагистралей и самый зеленый
угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с
экологической обстановкой в районе и с
результатами данных исследований и провести
разъяснительную работу. Желательно провести
описание участка Измайловского лесопарка,
предназначенного для проведения экскурсий с
детьми, выделить наиболее интересные природные
объекты и оценить возможность их использования с
точки зрения экологического образования.
2. Характеристика территории детского сада
2.1. Общие данные:
Год строительства - 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой
массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка - 9425 кв. метров.
Общая площадь здания - 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым
уклоном к зданию, которое находится в центре.
Газоны занимают 70-75% территории, остальная
площадь приходится на асфальтовые и грунтовые
площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в
летний период создает благоприятный микроклимат
для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а
значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также
отдельные песочницы (песок утрамбован,
загрязнен) и резиновые протекторы (шины),
использующиеся как игровой инвентарь. Кроме
того, есть спортивная площадка с турником,
лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым
забором высотой 1 метр и в темное время суток
освещается мощными фонарями дневного света.
2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров
Растительный мир
На территории детского сада
представлены различные жизненные формы
растений: деревья, кустарники, травянистые
растения, мхи, лианы, - что дает воспитателям
возможность проводить разнообразные занятия по
ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много.
Практически все они в неплохом состоянии.
Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и
группы деревьев. Кроме того, вдоль забора
посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен,
тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический,
береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа
сердцелистная, клен платанолистный, ива
остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий
орех, груша - всего 12 видов. Среди деревьев
преобладают экземпляры средней и пониженной
(вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина
обыкновенная, клен американский, рябина
черноплодная, сирень обыкновенная,
снежноягодник белый, желтая акация (карагана
древовидная). В отдельных местах кустарники
образуют заросли и живую изгородь (в частности -
карагана).
Газоны занимают 70-75% территории, однако они
недостаточно ухожены. Культурные травянистые
растения малочисленны и вытесняются сорными
видами. Сорные же растения распространены
практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная,
яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка
пахучая, подорожник большой, одуванчик
лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий,
райграс пастбищный, лопух паутинный, осот
розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой,
пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник
сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная,
щирица запрокинутая, гравилат городской.
Животный мир
На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.
Почва
На территории детского сада
преобладают искусственные грунты со щебнем и
другими строительными остатками. Удобрения не
используются, но привозится песок, торф, есть
участки насыпных почв. На территории разбросаны
отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%;
грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень
вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных
тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как
правило, покрытие растений составляет 70-80%.
Можно выделить участки с уплотненным грунтом
вблизи некоторых деревьев - тех, возле которых
часто играют дети. У некоторых из таких деревьев
обнажены и отполированы корни.
2.3. Зонирование территории
Различные зоны территории детского
сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни
и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними;
вход на участок свободный; через него
осуществляется транзитный проход (по главной
асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих
местах поломан, сделаны проходы, которыми часто
пользуются родители, ведущие детей в сад. На
территории часто гуляют подростки и мамы с
маленькими детьми, приходящие сюда из соседних
домов; производится выгул собак. Все это
осложняет оформление участка.
2.4. Загрязнение территории
Запыленность территории средняя, так
как автодороги отделены от нее несколькими
рядами деревьев и кустарников, но возможно
попадание вредных веществ (твердых и
газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль,
снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с
трех сторон окружен высокими зданиями и
деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой,
восточной, стороны оживленная автомагистраль
отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния
три - пять метров свободно слышен тихий разговор
и даже шепот. Основным источником шума являются
автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в
восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и
грузовиками, привозящими продукты. В результате
асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается
штатным дворником, но отмечаются небольшие
временные свалки в угловых участках (в основном
упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные
жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними
прохожими. На территории детского сада
мусоросборника нет.
3. Оформление помещения
3.1. Характеристика здания и помещений
Здание блочное. Этажность здания: 3.
Общая площадь здания - 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс,
живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал,
кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на
зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна,
зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров
используются пластик под дерево, деревянные
спилы, аквариумы, искусственные, живые и
засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений
использованы в основном синтетические
материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические
ковры. Из природных материалов использованы
деревянные спилы, сухие ветки и натуральные
камни.
3.2. Живой уголок и экологический класс
Обитатели живого уголка:
волнистые
попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские
свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума:
морские черепахи,
лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки,
сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками
и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи
и морские свинки. Животные для живого уголка были
подарены родителями детей и сотрудниками
детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые
находятся в помещениях групп: хлорофитум,
традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии.
Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в
групповых помещениях не держат во избежание
несчастных случаев.
Площадь экологического класса - 70 кв. метров.
Оформление:
фотообои, спилы деревьев,
фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными
пособиями и поделками детей.
Состав растений
: амариллис, кливия,
папоротник, сансевиерия, папирусная пальма,
бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки,
семена, кора, листья различных деревьев,
коллекция камней, дидактические пособия.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду
Отходы:
за день выбрасывается
приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых).
Практикуется использование отходов для
изготовления поделок детьми.
Отопление центральное.
На зиму производится
утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин -
используется для дезинфекции. Хранится в
медицинском кабинете, раствор готовится
медсестрой и передается воспитателям. Также
используются стиральные и моющие порошки, сода,
горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с
грызунами и тараканами производится районной
ДЭЗ-станцией.
5. Программы и методики
До открытия экспериментальной площадки в работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программ «Детский сад - дом радости» и «Радуга».
5.1. Используемая методическая литература:
Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.
5.2. Дидактические материалы:
1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты».
2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».
3) Экологические кубики.
5.3. Основные направления работы
В течение года в детском саду проходят
экологические праздники и театральные
экологические представления. Совместно с
другими детскими садами проводятся викторины. С
ребятами проводятся занятия по экологии на
территории детского сада и в находящемся рядом
Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют
родители.
5.4. Связь с другими организациями
6. Дополнительные сведения
Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96
г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 157; бронхит
- 8; ангина - 6; скарлатина - 1; отит - 5;
гастроэнтерит - 4; гастрит - 3; коклюш - 1; в/о - 12;
прочие случаи - 9. Общее количество случаев: 206. В
среднем пропущено одним ребенком по болезни - 10,7
дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ - 7,5
дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является
окружной экспериментальной площадкой по
экологическому образованию дошкольников.
7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ
Территория детского сада недостаточно
хорошо ухожена. Растительный покров на
территории достаточно разнообразен и может
неплохо использоваться в целях экологического
образования. Однако следует окультурить
значительную часть газонов, заменив сорные виды
на газонные злаки. Отдельные группы сорных
растений должны быть оставлены для проведения
занятий. При подборе видов для озеленения
территории следует учитывать освещенные и
увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав
культурных растений, разбить цветники и огород,
посадить лекарственные, пищевые и декоративные
растения. Возможна организация альпийской горки
на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных
веществ желательно посадить по всему периметру
участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон
участка, обращенных к автомагистралям,
рекомендуется посадить карагану (желтую акацию),
которая наиболее эффективно поглощает вредные
вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев,
так как во многих местах наблюдается сильное
вытаптывание, и огородить ствол деревьев в
наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует
увеличить количество кормушек, развесив их на
разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать
из использованных пакетов из-под молочных
продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В
целях соблюдения санитарно-гигиенических норм
запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы
только в случае прекращения транзитного прохода
через территорию и ее закрытия для посещения
посторонними. Поэтому необходимо
отремонтировать забор и, по возможности,
заменить на более прочный, препятствующий
проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине
участка, избегая зон влияния транспортных
магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была
разработана схема экологической тропинки с
рекомендациями по ее использованию.
7.3. Оформление помещений
Внутреннее оформление детского сада
производит благоприятное впечатление. В
помещениях есть необходимые условия и
оборудование для экологического образования
детей. Однако сильно увлечение искусственными
материалами. Поэтому рекомендуется применять
при оформлении помещений как можно больше
природных материалов. По возможности не
использовать обои с полимерным покрытием, так
как обои с пленочным покрытием не впитывают
влагу и не пропускают воздух, что может привести
к нарушению воздушно-влажностного режима
помещений. Также стараться не использовать и
ковры из полимерных материалов, недостатком
которых является образование на их поверхности
электростатических разрядов. Это приводит к
притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает
гигиенические условия в помещении. Кроме того,
при хождении по таким коврам происходит
механическое истирание и разрушение
синтетического волокна и образование мельчайших
ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и
могут попадать в верхние дыхательные пути.
Следует учесть, что организм ребенка гораздо
более чувствителен к неблагоприятным
воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и
животных с рекомендациями по уходу и
использованию в целях экологического
образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная,
кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер
луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный
горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий,
подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из
участков отмечены лесные растения: сныть
обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места
выделяются присутствием лютика ползучего,
ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся
заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха
и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах
преобладают злаки и разнотравье.
7.4. Влияние на окружающую среду
Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.
7.5. Профессиональная и методическая база
Для проведения занятий с детьми и
организации методической работы необходимо
ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с
другими дошкольными учреждениями г. Москвы,
занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд
периодическими изданиями: «Свирель»
(экологический детский журнал) и «Вестник АсЭКО»
(методический журнал). Регулярно проводить
семинары по экологическому образованию среди
педагогического состава.
Посвятить ряд родительских собраний
экологическим вопросам; привлечь внимание
родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать
их в проведении работ по благоустройству
территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой
флажками отмечать страны - родину растений,
животных, находящихся в живом уголке.
Примечание
Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.
Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,
Инесса КОХАНОВА,
заведующая ДОУ № 1908 г. Москвы
Светлана Аксёнова
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Колосок»
городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Экологический паспорт
МКДОУ дс "Колосок"
Цели и задачи составления экологического паспорта :
1. Дать оценку экологического состояния района , на территории которого расположено ДОУ.
2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
3. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ .
4. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания .
Общая информация об учреждении
Полное наименование : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Общее количество детей посещающих детский сад - 156
Общее количество персонала - 34
Количество групп - 6 (две ясельные группы :1 младшая, 1 младшая (2) ; вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.)
Кадровый состав МКДОУ : заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.
1. Экологическая ситуация района
1.1 Общая характеристика района.
Местонахождение дошкольного учреждения : Волгоградская область, Камышинский район, г. Петров Вал, улица Камышинская, 45.
Экологическая обстановка в районе , где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. В 400 м от детского сада находится асфальтовый завод, являющийся единственным источником загрязнения атмосферы. Уровень радиационного и шумового фона в пределах нормы.
Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.
1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком, в центре жилого массива. Близлежащие промышленные предприятия – асфальтовый завод. Свалки - отсутствуют.
В ближайшем окружении находятся магазин "Магнит", Жилищно-коммунальное хозяйство, частная стоматология, жилые двухтажные дома, частный сектор, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду.
По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёных насаждений (кустарники, цветы) .
2. Характеристика территории дошкольного учреждения.
2.1 Общие данные.
Детский сад функционирует с 1985 года. Принадлежал Камышинскому районному производственному объединению по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.
Детский сад-ясли на 140 мест с дневным пребыванием детей в течение 10.5 часов при 5-дневной неделе был передан на баланс Администрации города Петров Вал на основании распоряжения Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.1994г. №344-р "О передаче детского сада-ясли на баланс администрации города Петров Вал"
В 2000 году Петроввальский детский сад "Колосок" был передан в собственность Камышинского муниципального района согласно Постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области № 247-п от 14 июня 2000г. и являлось муниципальным учреждением с приоритетным интеллектуальным направлением.
На основании постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.2011г. №1142-п "Об утверждении Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области в новой редакции" детский сад переименован в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала . Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из растений кустарниковых пород (низкорослая ирга) . На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка.
Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
По периметру здания разбиты цветочные клумбы. За зданием детского сада -большой огород с грядками, закреплёнными за каждой группой, для выращивания овощей (перец, баклажаны, огурцы, помидоры, свекла, тыква, лук, кабачки, картофель, укроп, петрушка) и клубники сотрудниками детского сада совместно с детьми. Летом 2016 года здесь же появился небольшой сад с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, слива, груша) и кустами смородины.
Подходы к зданию имеют плиточное покрытие.
Вся территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 1,5 метра.
За территорией детского сада ведется круглосуточное видеонаблюдение.
2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.
Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей . Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия .
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.
Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев : тополь, сосна, ель, вяз, ива остролистная.
Фруктовые деревья : вишня, груша, яблоня, слива, ирга.
Кустарники : смородина черная, красная, ирга низкорослая.
Цветы : эшшольция, бархатцы, декоративный лук, многолетние астры-сентябринки, пион, роза, гладиолус, ландыш, лилия.
Уголок лекарственных трав : календула, ромашка, шалфей, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мята лимонная (мелисса, мята обыкновенная, мать-и-мачеха, крапива.
На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли, потому зелёные насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.
На территории имеется небольшой искусственный пруд.
Животный мир
На территории детского сада в разное время года встречаются :
птицы : вороны, галки, воробьи, синицы, сороки, грачи, скворцы, ласточки, дятлы, голуби, кукушки;
различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, божьи коровки, пчёлы, осы, шмели, муравьи, пауки, стрекозы, тля.
Таким образом, дети имеют возможность круглый год вести наблюдение за самыми разнообразными представителями местной фауны.
В районе преобладают каштановые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок. Ежегодно весной привозится и обновляется песок в песочницах всех групп.
На игровых площадках грунт плотный, песчаный, вытоптанный до 40%,. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи тех деревьев, где часто играют дети.
Почва клумб, газонов, овощных грядок- рыхлая, мягкая.
2.3. Зонирование территории
Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором, который находится в удовлетворительном состоянии. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Шумовой фон умеренный. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Вся территория детского сада разделена на зоны- прогулочные площадки для каждой группы, спортивная площадка, хозяйственная зона (огород, молодой сад, уголок лекарственных трав, 2 сарая для хранения с/х инвентаря). На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра. Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения. Затенённые зоны – прогулочные участки трёх групп.
2.4. Загрязнение территории
Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных) . Металлический забор пропускает пыль, снег, шум. Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в день.
Ветровой режим удовлетворительный, со всех сторон территория детского сада окружена двухтажными зданиями, деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра.
Участок регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. В хозяйственной зоне оборудован мусоросборник, который регулярно очищается службой ЖКХ и вывозится за пределы города.
3. Оформление помещения
3.1. Характеристика здания и помещений
Здание кирпичное. Этажность здания : 2.
Помещения ДОУ : шесть групп, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые помещения для персонала.
В приёмной каждой из групп расположен информационный уголок для родителей; стенды, отражающие ОБЖ. В оформлении групповых помещений, лестничных пролётов и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.
Для оформления коридоров используются побелка, плитка, дерево. В группах – побелка, ДВП, синтетические ковры; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом.
В помещениях групп существует разделение на зоны : выделены зоны по 5 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-личностное, имеется отдельная зона уголка природы.
Каждая группа имеет отдельную спальную комнату, оформленную в спокойных тонах. Одна стена каждой спальни всех шести групп расписана картинами, способствующими быстрому и комфортному засыпанию детей.
Физкультурный зал оформлен экологически безопасными материалами, всё оборудование проверено на безопасность использования, эстетически оформлено.
При оформлении внутренних помещений использованы : акриловая краска, синтетические ковры.
3.2. Уголок природы
Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения : хлорофитум, фикус, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, алоэ, каланхоэ, бегонии. Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев.
С целью исключения аллергических реакций у детей в группах не содержатся животные и аквариумные рыбы. Знакомство детей с обитателями уголков природы происходит с использованием макетов "Домашнее подворье", "Дикие животные", "Жители подводного царства", а также применяются иллюстрации и видеоматериал.
Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, лаборатория, дидактические пособия.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду
Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными , поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.
4.1. Использование воды.
В ДОУ вода поступает из централизованного водоснабжения, которая используется на : приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. Загрязнённые стоки уходят в центральную канализацию. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
4.2. Использование энергии.
В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
4.3. Отопление
В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей) .
4.4. Отходы.
Отходы в ДОУ делятся на : пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки) ; строительные (обрезки досок, плитка) ; хозяйственные (лампы накаливания, сантехника) ; за день выбрасывается до 20 кг отходов.
4.5. Бытовые химические вещества.
Используемые химические вещества : хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид» , хлорамин - используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки,сода, туалетное мыло для мытья рук. Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте) .
Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.
5. Программы и методики
Воспитательно - образовательная работа с детьми строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения МКДОУ дс "Колосок".
5.1. Используемая методическая литература :
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2002
2. Николаева С. Н. Создание условий для . Москва. 1993
3. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез. 2008
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2009
5.2. Дидактические материалы.
Для развития экологической культуры используются :
- дидактические игры : «Что, где растёт» , «С какого дерева листок» , «Что в корзину мы берём» , «Птицы в природе» , "Четвертый лишний", "Найди по описанию", "Собери картинку"
-лото : "Времена года", "Ассоциации", "Растения", "Животные", "Кто где живет?"
Атлас, глобус, компас;
Видеоматериал,
Календари наблюдений;
Коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток;
Конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации, художественному творчеству;
Картотеки игр, наблюдений, опытов;
Консультации для родителей и педагогов;
Мини-лаборатории для детского экспериментирования.
В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические викторины как в помещении детского сада, так и на его территории. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.
Родители воспитанников активно участвуют в конкурсах : «Благоустройство территорий и игровых участков» ; «Уголков природы и предметно-развивающей среды» . «Каждой пичужке – по кормушке» ; «Скворечник» ; «Посади деревце и цветок» .
Считаем, что МКДОУ «Колосок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей . Территория детского сада хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и целесообразно его использование в целях экологического образования . Значительная часть газонов засеяна культурной газонной травой (заменены сорные виды на газонные злаки) . Отдельные группы сорных растений оставлены для проведения наблюдений и опытов. При подборе видов растений для озеленения учитывались заброшенные и вытоптанные участки. Год от года расширяется видовой состав культурных растений, расширяются цветники; увеличивается количество лекарственных растений, злаковых культур; заложен молодой сад.
Транзитный проход через детский сад запрещен. Задняя калитка закрывается на ключ, что предотвращает появление посторонних лиц на территории ДОУ, препятствует вытаптыванию газона, повреждению деревьев и растений.
Своевременно (1 раз в год) заменяется песок в песочницах.
Рекомендовано : продолжать озеленение территории детского сада. Наиболее полно использовать заброшенные и вытоптанные участки, расширять цветники; продолжить уход за огородом, увеличить состав овощей; регулярно вскапывать почву вокруг ряда деревьев, продолжать работы по расширению и облагораживанию молодого сада. Активно привлекать детей к работам в саду, цветнике, на огороде, прививая таким образом привычку и желание трудиться.
Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
Экологический паспорт
МДОУ детского сада №23
гп. Нахабино
Красногорского района
Цели и задачи составления экологического паспорта:
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования .
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
1. Экологическая ситуация
1.1. Общая характеристика района.
ДОУ находится по адресу: Московская область , Красногорский район, гп. Нахабино, ул. Панфилова, д.1
а) Детский сад расположен в жилом микрорайоне, на обособленном земельном участке , удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий. Через территорию д/с не проходят магистральные инженерные коммуникации городского назначения. Расстояние от территории д/с до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Источником загрязнения окружающей среды может являться внутриквартальная автодорога, подъездная к д/с и к ближайшим жилым домам.
б) Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения (артскважины ВЗУ Нахабинской КЭЧ). По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено. Качество воды из подземных водоисточников (некоторые артскважины) не соответствует требованиям СинПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям: содержанию железа, фтора – превышение.
в) Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.
г) Радиационный фон в норме, радиационных аварий не происходило.
д) За 2005 год общая заболеваемость у детей в Красногорском районе составляет 1516,4 на 1000 детского населения, что на 9,1% ниже, чем в 2004 году. Ведущее место в структуре общей заболеваемости занимают болезни органов дыхания (52,8%). На втором месте – травмы, отравления (7,4 %), на третьем месте болезни органов пищеварения (6,1%), на четвертом – болезни глаз (4,9%).
В сравнении с 2004 годом у детей отмечается рост болезней системы кровообращения, врожденных аномалий, болезней мочеполовой системы, нервной системы, болезней органов пищеварения. Несмотря на то, что болезни органов дыхания, как и в предыдущие годы, занимают первое место в структуре заболеваемости, в 2005 году этот показатель снизился на 10,4% и составил 800 на 1000 детского населения.
1.2 .Характеристика непосредственного окружения детского сада.
В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, котельная, бойлерная , школа, поликлиника, а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.
Главными загрязняющими объектами являются:
По территории - жильцы близстоящих домов, выбрасывающие мусор в неустановленных местах и неорганизованные подростки
По шуму – подъездные дороги и стихийные стоянки автомобилей у подъездов домов.
Недалеко от ДОУ расположена лесная зона, которая используется при изучении экосистемы « Лес»
2. Характеристика территории учреждения
2.1. Общие данные
Детский сад построен в 1977 году. На территории есть спортивная зона, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона. 6 зон для игр и отдыха детей дошкольного и ясельного возраста, цветники, веранды для прогулок во время ненастной погоды.
Общая площадь территории детского сада – 5674 кв. м, асфальтового покрытия – 1256 кв. м, зеленых насаждений – 3136 кв. м.
Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 1 до 30 лет.
2.2 .Список растений территории ДОУ
Культурные:
Петрушка
Помидоры
Настурция
Гвоздика
Георгины
Топинамбур
Однолетние травы
Овощи огорода меняются
Сорные и дикорастущие:
Подорожник
Одуванчик
Мать-и-мачеха
Чистотел
Травы:
Лапчатка
Тимофеевка луговая
Мышиный горошек
Деревья:
Боярышник
Кустарники:
Шиповник
Смородина
Черноплодная рябина
Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения.
На участке есть упавшие сухие деревья, но они убираются своевременно на хозяйственный двор.
Почвы на территории навозные, естественные.
Список животного мира территории ДОУ
Птицы:
Трясогузка
Насекомые:
Божья коровка
Стрекоза
Кузнечик
Клоп-солдатик
Жужелица
Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близстоящих домов.
Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.
2.3 .Зонирование территории
Увлажненные участки находятся в восточной части территории. Сухая зона - на юго-западе. Затененная зона – это игровая площадка группы №2 и уголок леса.
К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки, тропинки.
Территории под растительностью составляют% площади, участки, покрытые асфальтом, -25%.
Общая площадь зеленых насаждений составляет 3136 кв. м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут клены и туи, второй ярус образуют кустарники. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта.
2.4. Загрязнение территории.
Территория ДОУ закрыта со всех сторон посадками деревьев и кустарников, которым около 30 лет. Там, где нет деревьев, построены веранды для прогулок. Поэтому на территории ДОУ, по данным СЭС, сильного шума нет, его уровень соответствует норме.
Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки. Однако по вечерам ее посещают подростки, которые ломают оборудование на игровых площадках, вытаптывают огород, газоны.
Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2 раза в день, машина для вывоза мусора – 2 раза в месяц. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. На хоздворе имеются 2 контейнера для мусора. Выгул собак запрещен, но иногда запрет нарушается.
3. Характеристика здания
3.1 .Характеристика самого здания.
ДОУ расположено в двухэтажном кирпичном здании. Общая площадь здания: 1603,9 кв. м.
Характеристика строительных материалов : кирпич, бетон, стальные трубы, чугунные трубы, дерево, стекло, ДСП.
Помещения ДОУ: 6 групп, музыкально-спортивный зал, кабинет заведующей, логопункт, методкабинет, медицинский кабинет, кухня, кладовые, прачечная.
3.2 .Оформление помещений
Для оформления коридоров используется масляная краска, побелка, декоративный бумажнослоистый пластик (МДФ), дерево, линолеум, плитка. В группах – масляная краска, побелка, линолеум; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Искусственные цветы используются для оформления проходов и коридоров.
Комнатные цветы в группах и спальнях: драцена, папоротник нефролепис, аспарагус, сансевьера, аукуба, камнеломка, амариллис, дружная семейка, колеус, традесканция, бегония, алоэ , хлорофитум, плющ, герань, маранта, пеперомия, бальзамин , кактус, очиток, каланхоэ, кливия, лимон, циперус, фикус, толстянка, спатифиллум, сенполия, рео, молочай, монстера, кринум, калатея, кислица и др.
Во всех группах оформлены уголки природы, есть комнатные растения . Во многих группах есть аквариумы с рыбками: гуппи, меченосцы, неоны, сомики. Во второй группе – черепаха Даша, в пятой – хомяк Маша.
4. Влияние ДОУ на окружающую среду
Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.
4.1. Использование воды
В ДОУ используется вода из артезианских скважин. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.
В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:
Уборки помещений (стиральный порошок, хлорамин),
Мытья посуды («Капля Сорти»),
Чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс»),
Мытья рук (туалетное мыло),
Уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости под контролем работников ГУП дезинфекции Красногорского р-на),
Стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).
Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.
Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не обнаружено.
Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.
Персонал ДОУ составляет 36 человек. Детский сад посещают 132 ребенка.
5. Профессиональная и методическая подготовка
5.1. Программы и методики
В основном ДОУ работает по комплексной « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией. По экологическому воспитанию ДОУ использует программу «Юный эколог».
Литература подразделена на 3 раздела:
1 .Методическая литература
2. Литература для детей
3. Литература для родителей.
Так же в ДОУ имеются таблицы по экологическому образованию детей, нарисованные родителями воспитанников.
5.2. Приоритетные направления работы
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является экологическое воспитание.
Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, организуются конкурсы, выставки.
В коллективе трудится 36 работников, из них: администрация – 3, медик – 1, кухонные работники – 3, машинист по стирке – 1, сторож – 2, уборщик служебных помещений – 1, садовник – 1.
Работают специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, а также 12 воспитателей и 6 помощников воспитателя.