Как свидетельствуют литературные данные, к очевидным преимуществам системы общей врачебной практики можно отнести снижение заболеваемости и улучшение качества жизни, приводящие к перспективному снижению затрат на медицинскую помощь, что связано с прогнозируемым снижением потребности в дорогостоящем стационарном и специализированном лечении за счет систематически проводимой профилактической работы и постоянного наблюдения бригадами общей врачебной практики за уровнем и состоянием здоровья прикрепленного контингента.
В поддержку развития первичного медицинского обслуживания, основанного на общей практике, Министерство здравоохранения в 1999 году утвердило отраслевую программу «Общая (семейная) практика». В ней определены требования к подготовке, права и обязанности врачей общей практики, указаны правовые, организационные и финансовые основы существования общей практики.
Семейная медицина предусматривает работу команды медиков с семьей в целом и с каждым ее членом на протяжении длительного времени. В системе общей врачебной практики функции врача и медицинской сестры значительно шире, чем у участковых терапевтов и педиатров и работающих с ними медицинских сестер, здесь оказывается более разнообразный спектр медицинских услуг, многие из которых традиционно оказываются врачами - специалистами, поэтому у пациентов не возникает потребности пользоваться их помощью, например, для определении остроты зрения или для смены послеоперационной повязки. В более сложных случаях, требующих вмешательства специалиста, врач общей практики, определяющий необходимость консультации, может направить пациента к нему, но у того же специалиста должно быть больше времени на работу с теми, кто нуждается в его помощи, и это время появится, если часть функций его возьмет на себя врач общей практики.
Значительная роль в работе общих врачебных практик отводится сестринскому персоналу. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, семейная медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи, а также разработкой и реализацией планов сестринского ухода за пациентами.
Для успешной работы медицинской сестре общей практики необходимы обширные знания и умения, превышающие те, что приобретаются на базовом уровне образования, так как функции семейной медицинской сестры значительно разнообразнее, чем у медицинских сестер стационаров и медсестер, работающих на терапевтических и педиатрических участках амбулаторно-поликлинических учреждений.
К числу функций медицинской сестры общей практики среди прочего относятся:
* проведение персонального учета, сбор демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении;
* выявление факторов риска, проведение мероприятий, направленных на снижение их влияния на состояние здоровья населения;
* проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и образованию населения: обучение уходу за больными, обучение беременных и их семей, обучение населения здоровому образу жизни, знаниям и навыкам, связанным с конкретными заболеваниями, уходу за детьми и инвалидами;
* обучение населения оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях;
* консультирование по медико-социальным аспектам семьи, планированию семьи;
* организация медико-психологической поддержки членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей;
* выполнение профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому.
В настоящее время подготовка сестер ориентирована в основном на работу с уже заболевшими людьми; преимущественно готовятся кадры для стационаров, что не позволяет уделять достаточное внимание вопросам профилактической деятельности медицинских сестер, хотя на всех уровнях подготовки сестринского персонала большое значение должно придаваться именно вопросам поддержания здоровья здоровых людей, а также профилактике дальнейшего развития уже имеющихся заболеваний. Однако такая ориентация при подготовке медицинских сестер общей практики неприемлема: наряду со знанием особенностей сестринской деятельности при различных заболеваниях им необходимы обширные знания и в области семейных отношений, и в области психологии, и в области профилактической медицины. Она должна знать особенности сестринской деятельности в системе первичной медико-санитарной помощи, уметь оказывать паллиативную помощь, помощь семьям, имеющим инвалидов и многое, многое другое. Поэтому основной задачей при подготовке медицинских сестер общей практики является создание условий, обеспечивающих максимальное приближение к реалиям современного общества, современной семьи с их медицинскими и социальными проблемами, обеспечение целостного подхода к деятельности медицинской сестры при работе с семьей.
Именно такой подход в обучении -- широты умений, знаний и взглядов, необходимых медицинской сестре общей врачебной практики, -- предусматривает Государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым и ведется подготовка семейных медицинских сестер. В настоящее время действует Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 году. Это стандарт второго поколения (первый образовательный стандарт действовал с 1997 по 2003 год), он учитывает изменения, произошедшие в последние годы в обществе и здравоохранении.
Подготовка сестер общей врачебной практики ведется с 1992 года, когда вышел Приказ Министерств № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». За это время накоплен значительный опыт обучения медицинских сестер общего звена по направлению углубленной подготовки «Семейная медицина».
В соответствии с Государственным образовательным стандартом на повышенном уровне образования учатся медицинские сестры со стажем и только что завершившие обучение на базовом уровне.
К специалистам сестринского дела в структурах семейной медицины относятся:
Медсестра общей практики (среднее образование плюс три года колледжа, 1-ый уровень) работает с врачом общей практики;
Фельдшер (среднее образование плюс четыре года колледжа, 2-ой уровень) работает как помощник врача общей практики в структурах сельской медицины и в отдельных офисах - самостоятельно;
Академическая сестра (высшее образование, 3-ий уровень) работает менеджером отделения врачей общей практики, главной или старшей медсестрой.
Семейная медицина, составная часть сестринского дела, ориентируется на личность, семью, общество в целом, основополагается на концепции здоровья населения в данной стране и важнейших социально-гигиенических проблемах. Подготовка и переподготовка медицинской сестры общей практики должна включать углубленное знание предметов сестринского дела по горизонтали (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и др.) и межпредметное сотрудничество по вертикали (педагогика, психология и др.). Краеугольным принципом многих дисциплин должен быть сестринский процесс как научно обоснованный метод решения медицинской сестрой проблем пациента.
При переходе к организации первичной медико-санитарной помощи населению (ПМСПН) по семейному принципу резко возрастает роль и нагрузка медсестры общей практики, повышается ее ответственность по отношению к пациенту и одновременно повышается ответственность пациента за свое здоровье.
Процесс перехода к семейной медицине требует пересмотра принципов медицинского образования и подходов к нему. В отличие от сложившейся системы подготовки медицинских кадров с приоритетом на изучение клинических дисциплин. Медицинское образование на современном этапе обязательно должно включать в себе не только индивидуально-лечебную, но и медико-социальную профилактику, изучение проблем семьи.
Становление института врачей общей практики (семейных врачей) предполагает расширение функции среднего медицинского персонала, подготовку медицинских сестер и менеджеров общеврачебных практик.
Медсестра-менеджер с высшим сестринским образованием служит соединяющим мостом между врачами и медицинскими работниками среднего звена. Знания основ практической психологии, маркетинга, права и экономики существенно повышает ценность этого специалиста для функционирования обще врачебной практики.
Будущие организаторы различных подразделений ЛПУ (заместитель главного врача по сестринскому делу, главная и старшая сестра больницы, менеджер отделения врачей общей практики) проходят углубленную подготовку по всем разделам деятельности бригады врачей общей практики с учетом особенностей их работы в отделениях, офисах и амбулаториях.
Программа "Сестринское дело в семейной медицине" для факультета высшего сестринского образования составлена с учетом квалифицированной характеристики данных специалистов. Основная задача подготовки медицинских сестер с высшим образованием по организации сестринского дела в семейной медицине - обучение технологиям организации первичной медико-санитарной помощи населению в общеврачебных практиках.
В связи с этим медицинская сестра-руководитель должна четко представлять особенности работы всех подразделений обще врачебной практики, современные тенденции развития сестринского дела и семейной медицины в России и за рубежом, направление развития страховой медицины, роль и задачи медицинской сестры общей практики в системе оздоровления семьи и общества, основные социальные и психологические проблемы семьи.
Семейная сестра - равноправный участник во всех видах лечебно-профилактической работы на участке наряду с семейным врачом.
Медсестры с высшим образованием должны знать:
* Основы законодательства по здравоохранению;
* Постановления Правительства РФ;
* Приказы Министерства России;
* Приказы Главного управления здравоохранения при администрации области;
* другие документы, регламентирующие работу общеврачебных практик.
А также уметь:
* использовать их при работе в качестве менеджеров общеврачебных практик;
* обеспечивать четкую и бесперебойную работу бригады врачей общей практики;
* составлять программы медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации пациентов общеврачебных практик.
Как только у ребенка установлен диагноз диабета, родители часто отправляются в библиотеку за информацией по данному вопросу и оказываются перед фактом возможности возникновения осложнений. После периода связанных с этим переживаний родители получают следующий удар, узнав статистику заболеваемости и смертности, связанной с диабетом.
Вирусные гепатиты в раннем детстве
Относительно недавно алфавит гепатита, в котором уже значились вирусы гепатита А, В, С, D, Е, G пополнился двумя новыми ДНК-содержащими вирусами, ТТ и SEN. Мы знаем, что гепатит А и гепатит Е не вызывают хронических гепатитов и, что вирусы гепатита G иТТ скорее всего являются «невинными зрителями» которые передаются по вертикали и не поражают печень.
Меры по лечению хронических функциональных запоров у детей
При лечении хронических функциональных запоров у детей необходимо учитывать важные факторы в истории болезни ребёнка; установить хорошие взаимоотношения между медицинским сотрудником и ребёнком-семьёй для осуществления предлагаемого лечения должным образом; многого терпения с двух сторон с повторением гарантий, что ситуация будет постепенно улучшаться, и мужества в случаях возможных рецидивов, - составляют лучший путь лечения детей, страдающих запорами.
Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета
Результаты десятилетнего исследования бесспорно доказали, что частый самоконтроль и поддержание уровня глюкозы крови в пределах, близких к нормальным приводит к значительному снижению риска поздних осложнений, вызванных сахарным диабетом, и уменьшению степени их тяжести.
Проявления рахита у детей с нарушением формирования тазобедренных суставов
В практике детских ортопедов травматологов достаточно часто ставиться вопрос о необходимости подтверждения или исключения нарушений формирования тазобедренных суставов (дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра) у младенцев. В статье показан анализ обследования 448 детей с клиническими признаками нарушений формирования тазобедренных суставов.
Медицинские перчатки как средство обеспечения инфекционной безопасности
Большинство медицинских сестер и врачей недолюбливают перчатки, и не зря. В перчатках теряется чувствительность кончиков пальцев, кожа на руках становится сухой и шелушится, а инструмент норовит выскользнуть из рук. Но перчатки были и остаются самым надежным средством защиты от инфекции.
Поясничный остеохондроз
Полагают, что каждый пятый взрослый человек на земле страдает поясничным остеохондрозом, болезнь эта встречается и в молодом, и в пожилом возрасте.
Эпидемиологический контроль за медработниками имевшими контакт с кровью ВИЧ-инфицированных
(в помощь медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений)
В методических указаниях освещены вопросы наблюдения за медицинскими работниками имевшими контакт с кровью пациента инфицированого ВИЧ. Предлагаются действия с целью, предупреждения профессионального заражения ВИЧ. Разработаны журнал учета и акт служебного расследования при контакте с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Определен порядок информирования вышестоящих органов о результатах медицинского наблюдения за медработниками контактировавшими с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Предназначены для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.
Хламидийная инфекция в акушерстве и гинекологии
Хламидиоз гениталий является самым распространенным среди заболеваний, передающихся половым путем. Во всем мире наблюдается рост заболеваний хламидиозом среди молодых женщин, только что вступивших в период половой активности.
Циклоферон в лечении заболеваний инфекционной природы
В настоящее время отмечается рост отдельных нозологических форм инфекционных заболеваний, прежде всего, вирусных инфекций. Одно из направлений усовершенствования методов лечения – применение интерферонов, как важных неспецифических факторов противовирусной резистентности. К которым относится циклоферон - низкомолекулярный синтетический индуктор эндогенного интерферона.
Дисбактериоз у детей
Количество микробных клеток, присутствующих на коже и слизистых макроорганизма, контактирующих с внешней средой, превышает число клеток всех его органов и тканей вместе взятых. Вес микрофлоры организма человека составляет в среднем - 2,5-3 кг. На значение микробной флоры для здорового человека впервые обратил внимание в 1914 г. И.И. Мечников, который предположил, что причиной многих болезней являются различные метаболиты и токсины, продуцируемые различными микроорганизмами, заселяющими органы и системы организма человека. Проблема дисбактериозов в последние годы вызывает немало дискусий с крайним диапазоном суждений.
Диагностика и лечение инфекций женских половых органов
В последние годы во всем мире и в нашей стране отмечен рост заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, среди взрослого населения и, что вызывает особую тревогу, среди детей и подростков. Растет заболеваемость хламидиозом и трихомониазом. По данным ВОЗ, трихомониаз занимает первое место по частоте среди инфекций, передающихся половым путем. Ежегодно в мире трихомониазом заболевают 170 млн. человек.
Дисбактериоз кишечника у детей
Дисбактериоз кишечника и вторичное иммунодефицитное состояние все чаще встречаются в клинической практике врачей всех специальностей. Это обусловлено изменяющимися условиями жизни, вредным воздействием преформированной окружающей среды на организм человека.
Вирусный гепатит у детей
В лекции «Вирусный гепатит у детей» представлены данные по вирусным гепатитам А, В, С, D, E, F, G у детей. Приведены все клинические формы вирусного гепатита, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика, существующие в настоящее время. Материал изложен с современных позиций и рассчитан на студентов старших курсов всех факультетов медицинских вузов, врачей - интернов, педиатров, инфекционистов и врачей других специальностей, которые интересуются данной инфекцией.
Теоретическое занятие №3/1
Приказом МЗ РФ №541 от 23 июля 2010 года утверждены должностные функциональные обязанности медицинской сестры и фельдшера общей практики. Возросла степень ответственности за пациента. Расширение функциональных обязанностей врача, медсестры произошло по следующим направлениям: ведение занятий с пациентами в форме «школ» по нозологическому принципу, работа в «стационарах на дому» =- осуществление ухода и лечение пациентов, профилактика инфекционной заболеваемости всем членам семьи и некоторые манипуляции других специальностей. Медсестра общей практики должна делать все, что делает сестринский персонал, работающий в поликлинике с педиатром, хирургом, акушер-гинекологом. Это специалист, осуществляющий в пределах своей компетенции профилактическую, реабилитационную, доврачебную диагностическую и лечебную помощь всем членам семьи на закрепленной территории.
За время внедрения в практику семейной (общей) врачебной практики в территориях РФ продолжают действовать уже упомянутые модели групповой, индивидуальной практики (чаще на селе) и самостоятельные юридические лица (негосударственного здравоохранения) по договору со страховыми медицинскими организациями ОМС.
Однако трудности в работе врачей и медсестер общей (семейной практики) достаточно. И врач семейной практики еще не стал семейным врачом с большой буквы, он работает в рамке расширенного объема участкового терапевта: на сегодняшний день еще недостаточно оснащение врача, соотношение врачей и сестер редко 1: 2, а нужно 1: 4. И оплата труда этой категории специалистов не дифференцирована. Однако, учитывая положительную динамику в состоянии здоровья населения, расширение профилактической работы среди населения в территориях будет продолжено внедрение (в ряде территорий) и становление семейной медицины.
В приказе МЗ РФ от 20.11.2002 г. №350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению РФ» указано:, что «ключевой задачей в совершенствовании и эффективной организации ПМСП является дальнейшее развитие принципов семейной медицины, повышение роли врача общей (семейной) практики. Этим приказом утверждены положения об организации деятельности врача и медицинской сестры врача общей (семейной) практики, об организации деятельности Центра общей врачебной практики, измененный табель оснащения Центра, в том числе оснащение укладки врача.
В практической медсестры общей (семейной) практики деятельности можно выделить 3 основных вида деятельности:
1. Знания и умения, выполняемые самостоятельно.
2. Профессиональная деятельность совместно с врачом.
3. Вопросы медико-социальной помощи населению,/по отдельным социальным вопросам семейная м/с может помочь квалифицированным советом семье. Суммируя, можно сказать, что семейная м/с в процессе деятельности на закреплённом участке оказывает:
1. Медико-социальную помощь;
2. Профилактическую;
3. Консультативную;
4. Санитарно-просветительскую деятельность.
Семейная м/с, работая в семье воспринимает дом как место, где закладывается или не закладывается хорошее здоровье. Зная взаимоотношения в семье, уклад жизни, быт и питание семьи м/с может выявить факторы риска ряда заболеваний с раннего детства, что способствует быстрому выявлению и исправлению многих проблем со здоровьем.
По сути дела, каждое посещение семьи семейная м/с может использовать для консультации по здоровому образу жизни, проведению различных профилактических мер, корректировки выявленных нарушений. Консультация семейной м/с по вопросам быта, питания могут предотвратить пагубное воздействие некоторых факторов на членов семьи, помогая усилить резистентность к болезням. Благодаря своим знаниям о семье, строя доверительные отношения с членами семьи, семейная м/с может провести опрос по скрининговым программам, определяя слабые места, факторы риска. Такие скрининги уже разработаны по выявлению риска гипертонической болезни, развитию атеросклероза, диабета, аллергических заболеваний.
Так, в число обязательных манипуляций семейной медсестры входит ежедневное измерение АД пациентам старше 35 лет, однако это не всегда выполняется.
Выполняя программу иммунизации населения семейная м/с проводит профилактику инфекционных заболеваний, создавая прослойку невосприимчивых к определённым инфекциям людей, тем самым способствуя снижению возникновения и распространения этой патологии. Семейная м/с участвует в мероприятиях по реабилитации, восстановлению здоровья членов семьи, помогая отдельным членам семьи справляться с последствиями болезни не только давая консультации по соблюдению и расширению двигательного режима, обучению методам самоконтроля за состоянием здоровья, но и оказывая также непосредственную медицинскую помощь членам семей на дому после выписки из стационара, долечивая в домашних условиях. Она должна осуществлять ряд манипуляций по назначению врача: обучать методам самоухода пациентов, членов семьи - методам ухода в зависимости от характера заболеваний, оказания полиативной помощи, работая с конкретным пациентом обеспечить лечебную, реабилитационную помощь и психосоциальную поддержку.
Для решения этих поставленных задач семейная м/с должна обладать компетентностью для принятия самостоятельных лечебных и тактических (управленческих) действий и иметь соответствующие глубокие знания в различных областях медицины (терапия, хирургия, акушерство, педиатрия) и навыками аналитического и критического мышления. Только подготовка такой семейной м/с позволит ей компетентно взаимодействовать с отдельными лицами, семьями и группами населения. Это требует особой подготовки специалиста, здесь нужно не только углубленное изучение сестринского дела в терапии, хирургии, акушерстве, но и вопросов психологии, социологии, этики, права, культурологи. Необходима подготовка специалиста, способного принимать самостоятельные решения и реализовывать их.
Бесспорно, что работа тандема семейный врач - семейная м/с должны иметь правовую основу, подкреплены законодательством и документами, регламентирующими деятельность врачебного и сестринского персонала. Правовая основа семейной медицины заложена:
В Конституции - ст. 41 - семья находится под охраной государства;
Законодательстве об «Охране здоровья граждан в РФ» (новая редакция в 2011 году);
«Семейном кодексе», обеспечивающим оказание мед. Помощи населению;
Отраслевом приказе МЗ РФ №237 от 26.08 1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей (семейной) практики»;
Приказе МЗ РФ №350 от 20.11 2002 г. «Положение об организации деятельности медицинской сестры, врача, общей практики»;
Есть приказы МЗ РФ о ведении отчётной и учётной документации повседневной деятельности семейной м/с.
И дополнительно приказами МЗ РФ, регламентирующими порядок деятельности семейной м/с (и врача) по мед. обслуживанию работающего населения, проведению диспансеризации и профосмотров этого контингента, который, дополнительно оплачивается по договору с руководством предприятий и организаций к бюджетной (основной) дополнительно оплате.
Остановимся на функциях семейной м/с и выполнении их на практике. На практике в повседневной деятельности семейной м/с все 3 вида деятельности выполняются не последовательно - профилактика, лечение, консультация и так далее, они переплетаются, сочетаются, однако каждый вид деятельности регламентируется приказами №237 и №500, на которых останавливались ранее. Итак. Семейная м/с проводит:
1. Организацию амбулаторного приёма врачей общей (семейной) практики включает в себя:
а) выбор вместе с врачом профиля приёма - детей, хирургических больных, беременных женщин. Несомненно это необходимо планировать заранее - планировать дни и часы приёма новорожденных и детей 1 года жизни, раннего детства и пациентов с другими заболеваниями.
б) подготовка приборов, инструментария, стерильного материала, стерильного столика и перевязочной.
в) поиск и подготовка карт амбулаторного пациента, карт развития детей, обменных карт беременных, бланков направлений, рецептов и другой медицинской документации.
2. Ведение персонального учёта - подворные обходы и ведение профильного
журнала участка, проведение социологического исследования семьи.
3. Формирование данных о состоянии здоровья обслуживаемого населения, формирование групп диспансерного наблюдения совместно с врачом .
4. Проведение доврачебных осмотров (измерение PS, АД, определение слуха, остроты зрения (по таблицам специально для взрослых и детей), наружные акушерские измерения, определение веса, роста ребёнка, взрослого).
5. Обеспечение и предоставление сестринских услуг пациенту по назначению врача как лечебных, так и диагностических (инъекции, массаж, ЭКГ, капельные вливания, промывания, проведение профилактики пролежней и др.; забор необходимых анализов - (крови, мочи, мокроты, посева и др.) - всё это отражено в перечне манипуляций в приказе №237.
6. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и несчастных случаях.
7. Организация и участие в проведении медицинских осмотров, организованных для детей в школах и детских садах.
8. Проведение профилактических мероприятий:
Вакцинация среди прикреплённого населения; детей в рамках Национального календаря прививок, дополнительно категорированного населения против гриппа (старческий возраст, дети), краснухи (девушек от 18 до 25 лет, гепатита В (18-35 лет);
Планировка организации, контроль за проведением профилактических осмотров определённых групп населения на ранее выявление туберкулёза (флюрография, манту) и ВИЧ, вирусный гепатит, работа в смотровом кабинете;
Организация и проведение занятий (совместно с врачом) «школ здоровья», школ «молодой семьи» и др.
Дородовые патронажи беременных (двукратно);
Активные посещения детей-инвалидов, новорожденных и детей до 1 года и одиноких пожилых людей с заболеваниями.
10. Организация и проведение гигиенического обучения населения по согласованному с врачом плану.
11. Обеспечение врача общей практики необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спец. одеждой, своевременная их реновация.
12. Проведение сан-противоэпидемических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных заболеваний на участке (это обследование рисковых групп обслуживаемого населения - контактных с инфекционными больными, соблюдение сан-противоэпидемического режима в центре, особенно за соблюдением холодовой цепочки).
13. Ведение учёта расхода медикаментов, перевязочной материи, инструментария, бланков учёта, амбулаторных карт, бланков рецептов, б/листов.
14. Осуществление контроля за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременного их ремонта и списания.
15. Ведение своевременно и качественно учётно-отчётной документации.
16. В плане медицинского обслуживания женщин медсестра общей практики должна информировать женщин о правилах соблюдения репродуктивного здоровья, зная группы риска беременности и родов, давать советы о обращении в центры о применении контрацептивов. Медсестра должна наблюдать за правильностью течения беременности и нормального развития плода, а в семье – создание благоприятного психологического климата и бережного отношения к беременной. До родов организовывать школы материнства, где женщина подготавливается к родам, получает консультацию по сбалансированному питанию. Это те действия, которые терапевтическая медсестра не выполняет.
17. При обслуживании новорожденных на дому медсестра общей практики должна уметь ответить на все вопросы: об уходе за ребенком, купание, прогулках, свободном пеленании, о диете при кормлении грудью, о методах контрацепции после родов.
Патронируя ребенка первого года жизни, медицинская сестра общей практики контролирует соблюдение гигиенических правил и прибавку массы тела, объясняют родителям необходимость проведения прививок, противорахитической профилактики. Задача медицинской сестры - научить родителей внимательно относиться к разным проявлениям нездоровья ребенка, обучить родителей простым процедурам (закапывание в глаза, чистка носа и ушей, постановка газоотводной трубки и клизмы), приемам гимнастики и массажа после назначения их врачом.
В семье, воспитывающей ребенка, важно выработать с родителями единую линию предупреждения вредных привычек, формированию гигиенических навыков (ограничение просмотра телевизора, компьютерных игр, уход за телом и др.
Очень серьезный вопрос – о работе с семьями медико-социального риска (неполными семьями, многодетными, малоимущими, в семьях с детьми-инвалидами). Чем больше внимания и участия, терпения медицинская сестра проявит в этих семьях, тем больше шансов у семьи справиться с их проблемами.
Особо важна роль семейной медицинской сестры выполнении профилактической деятельности – мы уже говорили о том, что она должна сама проводить прививки и взрослым и детям, участвовать в профосмотрах детей в школах и детсадах – в сельской местности.
Вместе с врачом семейная медицинская сестра оказывает медицинскую помощь при травмах и ранах (иммобилизация, наложение повязок и т. д.), вскрывает мелкие абсцессы, а значит готовит стерильный столик, делает перевязки, вводит противостолбнячную сыворотку и т. д. Опять-таки это несвойственная работа для участковой терапевтической сестры.
Теперь вы понимаете, какой объем работы у семейной медсестры, именно потому здесь следует выдерживать принцип – на 1 врача общей (семейной) практики должно быть не менее 2 медсестер общей практики и они должны быть взаимозаменяемыми и периодически «ротироваться», то есть работать поочередно в центре и на дому, распределяя обязанности поровну, работая в содружестве в команде с врачом.
Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. 3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств. 3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории. 3.5. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности. 3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации IV. Ответственность Медицинская сестра общей практики несет ответственность: 4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией 4.2.
Должностная инструкция медицинской сестры врача общей практики
К* или хозяйственное.* Натереть на терке, добавить 0,25 л горячей воды. Полученный состав нанести на кожу головы и волосы на 60 мин. ЗАПОМНИТЕ! На границе волос и кожи лица наложите ЖГУТ из ХЛОПЧАТОБУМАЖНОЙ ткани! — Смыть через 60 минут УКСУСНОЙ ВОДОЙ (состав см.
ниже). —
Прочесать густым гребнем и еще раз промыть шампунем. 3. 5% БОРНУЮ МАЗЬ: — нанести на 60 минут, смыть мыльно-пенистой пастой, если ее нет, то хозяйственным мылом. 4. УКСУСНАЯ ВОДА — часто применяется для борьбы с ЖИДАМИ. Состав: обычный уксус 5-9% (2-3 ст. ложки) + 1 стакан обычной теплой воды (27-35 градусов).
1.
Внимание
Нанести состав на голову. 2. Накрыть голову х/б косынкой на 30 минут. 3. Прочесать голову частым гребнем (если его нет, то между зубчиками расчески протянуть нитку). 4. Смыть состав обычным шампунем. ЗАПОМНИТЕ! В течение месяца необходим 3-КРАТНЫЙ осмотр пациента, через каждые СЕМЬ дней.
ТЕ.
Функциональные обязанности медсестры поликлиники и отделения
Постелите на кушетку клеенку. 2. Наденьте дополнительный халат, косынку, маску, перчатки. 3. Хорошо встряхните бутылку с шампунем «РИД». 4. Предложите пациенту сесть на кушетку и объясните его поведение во время манипуляции. 5. Нанесите НЕРАЗВЕДЕННЫЙ шампунь «РИД» на СУХИЕ волосы и кожу пациента, подождите, пока они полностью не промокнут.
6. Оставьте шампунь на поверхности на 10 минут, но НЕ БОЛЬШЕ. 7. Промойте волосы ТЕПЛОЙ водой и обычным шампунем или мылом. 8. Пока волосы еще МОКРЫЕ, расчешите все узлы ОБЫЧНОЙ расческой, разделите волосы на 4 пряди.
9. Начиная с верха головы, поднимите одну из 4 прядей на 2-3 см. 10. Возьмите СПЕЦИАЛЬНУЮ расческу в другую руку и поставьте зубчики КАК МОЖНО БЛИЖЕ к скальпу. 11. МЕДЛЕННО расчесывайте от скальпа ДО КОНЧИКОВ волос, так, чтобы полностью расчесать во всю длину прядь волос в 2-3 см.
12. Заколите НАЗАД пряди, которые уже расчесаны.
Должностные инструкции
Инфо
Организует учет диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др. и приглашает их на амбулаторный прием. 2.14. Проводит санитарно-просветительскую работу на участке. 2.15. Обучает родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи.
2.16.
Осуществляет подготовку санитарного актива участка и подготовку больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. 2.17. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения 2.18. Соблюдает правила внутреннего распорядка. 2.19. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности III.
Права Медицинская сестра общей практики имеет право: 3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности. 3.2.
Положение о медицинской сестре общей практики
Медицинская сестра общей практики пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ. 4. Ответственность Медицинская сестра общей практики несет ответственность за: 1. осуществление возложенных на нее должностных обязанностей; 2. неоказание медицинской помощи больным в состояниях, угрожающих жизни, за противоправные действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть пациента; 3. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности; 4. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности; 5. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами; 6.
Обязанности медицинской сестры общей практики (участковой медсестры)
Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. Проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. Проводит в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения. Организует учет диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др., своевременно приглашает их на амбулаторный прием, осуществляет контроль за их посещениями ЛПУ. Проводит санитарно-просветительскую работу на участке (распространение гигиенических знаний, пропаганда здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т.п.).
Обязанности медицинской сестры общей практики
Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обязанностей, принятый для среднего медицинского звена в целом. 1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчичников, клизм и пр. 2. Осуществление сестринского процесса, в том числе: 2.1 Сестринский осмотр – первичный осмотр больного, определение частоты дыхательных движений (ЧДД), термометрии, исследование пульса, измерение артериального давления и пр.; 2.2 Правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала); 2.3 Обеспечение ухода за больными – уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта; контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного питания больных.
3. Оказание первой доврачебной помощи. 4. Обеспечение транспортировки больных. 5. Приём поступивших больных и организация выписки больных. 6.
Yamedsestra.ru
Осуществляет подготовку санитарного актива участка, проводит занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях. Обучает родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. Осуществляет подготовку больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований.
Своевременное заполнение установленных действующими нормативно-правовыми актами учетно-отчетной документации. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.
Медицинская сестра
Помогает врачу анестезиологу оказывать анестезиологическое пособие при различных хирургических вмешательствах. Осуществляет учет и списание наркотических и психотропных препаратов.
- Участковая медицинская сестра – во время приема больных врачом помогает ему, выполняет лечебные процедуры, назначенные участковым врачом на дому. Непосредственно участвует в проведении различных профилактических мероприятий.
- Диетсестра (диетическая медицинская сестра) – работает под руководством врача-диетолога.
Она отвечает за качество и организацию лечебного питания, контролирует раздачу пищи, составляет меню.
При этом ведется строгий учет. Все данные заносятся в журнал. Также указываются возможные осложнения после процедуры. В случае возникновения осложнения после проведенной с пациентом манипуляции медсестра обязана поставить об этом в известность лечащего врача и оказать больному помощь, согласно существующей инструкции.
Процедурная медсестра имеет право (в соответствии с назначением врача):
- взять у пациента кровь и транспортировать ее в лабораторию;
- определить принадлежность крови к той или иной группе;
- осуществлять всевозможные инъекции.
Во время процедуры медсестра должна соблюдать гигиенические нормы, а также придерживаться правил профилактики заболеваний инфекционного характера, осложнений после инъекции, анафилактической реакции организма на применяемое лекарство.
Мед сестры общей практики что входит в их обязанности
ОПРЕДЕЛЕННЫХ групп населения и больных; своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ заболеваний и их осложнений и др.;- принципы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы среди населения;- объем и методы санитарно-просветительной работы среди населения;- основные лекарственные препараты, применяемые для лечения наиболее распространенных заболеваний;- правила ВЫПИСКИ, ПОЛУЧЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ лекарственных препаратов;- документацию данного учреждения;- ПРАВИЛА проведения ТЕКУЩЕЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ дезинфекции в очаге инфекции (обратить пристальное внимание на особо опасные инфекции); — способы подготовки пациентов к различным видам исследований:а) рентгенологические: рентгеноскопия или -графия органов грудной клетки, ХОЛЕЦИСТОГРАФИЯ — исследование желчного пузыря.
Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию. 3. Права Медицинская сестра общей практики имеет право: 1. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности; 2. контролировать работу младшего медицинского персонала (при его наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий; 3.
Приказом Минздрава РФ от 20 ноября 2002 г. N 350 утверждено Положение об организации деятельности медицинской сестры врача общей практики
1. Общие положения
1.1. Медицинская сестра общей практики является специалистом в области сестринского дела, работает совместно с врачом общей практики (семейным врачом) и обеспечивает медицинскую помощь прикрепленному населению, включая профилактические и реабилитационные мероприятия.
1.2. На должность медицинской сестры общей практики назначаются медицинские сестры, прошедшие подготовку по программе специализации "Медицинская сестра общей практики".
1.3. Медицинская сестра общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта).
1.4. Медицинская сестра общей практики назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.
2. Обязанности медицинской сестры общей практики
Основными обязанностями медицинской сестры общей практики являются:
2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций.
2.2. Оказание больным и пострадавшим первой доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации больных и пострадавших по экстренным показаниям.
2.3. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведение осмотра больного, предварительный сбор анамнеза.
2.4. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД, согласно действующим инструкциям и приказам.
2.5. Ведение учетных медицинских документов (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т. п.).
2.6. Обеспечение кабинета врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием.
2.7. Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании.
2.8. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения.
2.9. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием.
2.10. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке:
Пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности и т. п.
2.11. Подготовка санитарного актива участка, проведение занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи.
2.12. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований.
2.13. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических документов.
2.14. Постоянное повышение, усовершенствование своего профессионального уровня, знаний, профессиональной культуры.
2.15. Выполнение правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики, требований по охране труда и техники безопасности.