Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:
- Первое - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
- Второе значение существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессиональносодержательной. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения
:
1. Понимание образования как образа Божия.
2. Два значения образования как результата.
Цель воспитания: виды целей, их система. Целеполагание: источники целеполагания, подходы к организации целеполагания. Этапы целеполагания. Воспитательные задачи.
Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.
Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Образование как процесс и результат освоения прошлого опыта
Феномен образования следует рассматривать в качестве важнейшего показателя
уровня духовных и материальных достижений социума в его историческом развитии или
даже в качестве основного критерия цивилизации. Особенность человеческого бытия
связана с необходимостью накопления, использования и передачи прошлого опыта.
Поэтому онтологическое или предметное содержание образования составляет
многовековой социокультурный опыт, с необходимостью используемый человеком для
решения насущных задач и глобальных проблем, определяющих само существование и
развитие социума. Образование можно сравнить с дорогой, ведущей человечество от
прошлого через настоящее в будущее. Образование проявляет себя с одной стороны как
процесс и результат освоения человеком прошлого социокультурного опыта. С другой
стороны это процесс и результат адаптации человека к современным условиям жизни
внутри социума, процесс и результат становления его ментальности и ценностей,
выражающихся в отношении человека ко всему, что его окружает и к самому себе.
Образование проявляет себя бесконечно в триединстве главных своих составляющих: в
знании , в поведении и в духовности . Подобная бесконечность образования, согласно
мыслям академика В.И. Вернадского, является не только производным свойством
бесконечности жизни во Вселенной, но и проявляет себя в неисчерпаемом многообразии
конкретно-исторических условий, особенностей способов и форм реализации самого
образовательного процесса. Поэтому и педагогические исследования данного феномена
всегда с необходимостью будут иметь бесконечный и многообразный характер.
Освоение опыта прошлых поколений на основе биологической чувственности и
первой сигнальной системы свойственно многим видам животных, включая человека. Но
человек не столько природное, сколько культурное существо и только ему свойственна
внебиологическая аккумуляция опыта. Человек в отличие от любых других животных
обладает по существу универсальным средством накопления, использования и передачи
прошлого опыта. Социокультурный опыт практически с первых дней пребывания
человека в социуме предстает перед ним в виде языка , в виде языковых выражений и
* В журнале ФН-6 «Школьное обучение. Главная цель».
живой разговорной речи. «Язык, - по выражению В. фон Гумбольдта, - есть орган,
образующий мысль». Именно с помощью языка и по мере овладения им человек
осваивает сложившиеся традиции поведения и общения, формы социальной организации,
валеологические нормы физического здоровья, знакомится с общественными идеалами,
морально-нравственными и правовыми нормами, с памятниками духовной и
материальной культуры и т.д., с самыми различными результатами предметно-
практической и духовно-теоретической деятельности предшествующих поколений.
Постоянно возникающие в жизни людей новые задачи с необходимостью требуют
привлечения и использования прошлого опыта для их решения, для преобразования самой
действительности, за счет чего происходит его обогащение и приращение. Таким образом,
необходимость использования опыта вызывает необходимость его освоения. Поэтому
образование как процесс освоения прошлого социокультурного опыта с целью его
дальнейшего использования в преобразующей духовно-теоретической или предметно-
практической деятельности людей оказывается необходимым атрибутивным свойством,
объективным условием существования и развития социума. Но одновременно с этим
необходимым свойством или условием самого образовательного процесса для человека
оказывается и определенная форма его освоения , т.е. сам язык или в более широком
смысле – информация как потенциальное множество языковых сообщений. Таким
образом, язык как средство материализации мысли (точнее, как материализованная
мысль) или как система символов, репрезентирующая эмпирические или абстрактные
объекты, на которые направлено наше внимание, лежит в основании всех начал
человеческой деятельности! «Вначале было СЛОВО!»__
Образование, как и любой социальный институт, выполняет в обществе определенные Функции.
Основная функция образования – функция Социализации и социального контроля. Образование, выполняя социальный заказ общества, формирует определенный тип личности, тем самым обеспечивая в обществе социальный порядок. Образование формирует не Человека вообще , а человека в Данном обществе и для Этого общества (К. Мангейм).
Помимо этой общесоциальной функции, образование выполняет ряд частных функций:
· Экономическая функция образования заключается в формировании Социально-профессиональной Структуры общества. Другими словами, образование готовит работников различной направленности и уровня квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйства.
· Социальная функция образования заключается в воспроизводстве и изменении Социальной структуры общества. Образование, во-первых, Воспроизводит различные элементы социальной структуры (классы, слои, социальные группы), во-вторых, Изменяет ее, поскольку является важнейшим каналом Социальной мобильности в современном обществе.
· Культурная функция образования заключается в освоении и усвоении в процессе образования Ценностей культуры , которые становятся основой личностного развития.
Образование в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как Система, т. е. устойчивая взаимосвязь различных элементов (подсистем). В образовании традиционно выделяют две большие подсистемы – Допрофессиональное образование и Профессиональное образование , каждая из которых также является системой и социальным институтом.
Допрофессиональное образование включает в себя:
Ø Дошкольное образование , основными учреждениями которого являются традиционные детские сады, (ДОУ);
Ø Школьное образование , включающее три ступени: начальное образование (4 класса), основное общее образование (9 классов), среднее (полное) общее образование (11 классов). Основными образовательными учреждениями этого института являются средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.
Профессиональное образование включает в себя:
Ø Начальное профессиональное образование (ВПО), дающее профессиональную подготовку по Рабочим профессиям. Основные образовательные учреждения – профессионально-технические (ПТУ) и профессиональные училища (ПУ). Это самый доступный вид профессионального образования. Прием в учебные заведения этого уровня осуществляется без экзаменов на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы.
Ø Среднее профессиональное образование (СПО) осуществляет подготовку специалистов среднего уровня. Основные учебные заведения – техникумы, колледжи, медицинские, педагогические, музыкальные, художественные и т. п. училища.
Ø Высшее образование (ВПО) осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения – университеты, институты, академии, консерватории.
Ø Постпрофессиональное образование обеспечивает профессиональную переподготовку и повышение квалификации на основе базового профессионального образования (курсы, факультеты, институты повышения квалификации, аспирантура и докторантура и др.).
Параллельно всем названным уровням допрофессионального и профессионального образования существует система Дополнительного образования , удовлетворяющая образовательные потребности, не реализованные в рамках основного образования. Основные учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, дворцы и дома творчества, станции юных техников, а также самые разнообразные кружки, курсы, секции (компьютерные, иностранных языков и т. д.).
В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 году, система образования трактуется несколько иначе. В главе II, ст.8 говорится, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
§ преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
§ сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
§ органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В Законе дано нетрадиционное толкование системы образования. Традиционные образовательные подсистемы (дошкольное, школьное, профессиональное образование) рассматриваются в Законе сквозь призму Образовательных программ, которые разделяются на Общеобразовательные и Профессиональные . К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональными считаются программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Хотя в каждом государстве образование имеет свою ярко выраженную специфику, тем не менее, можно выделить ряд Общих тенденций в развитии мирового образования.
§ Превращение современных информационных технологий в неотъемлемый элемент образовательного процесса.
§ Превращение образования в Непрерывный Процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека.
§ Глобализация образования, превращение его в международный институт.
Тенденции развития современного Российского образования в первую очередь связаны с вхождением страны в систему современной рыночной экономики.
§ С конца 80-х годов развертывается процесс Децентрализации Образования. Сегодня значительная часть содержания школьных программ определяется не федеральными, а местными органами образования и самими школами. Подобная тенденция наблюдается и в вузовском образовании.
§ Происходит активный процесс формирования Негосударственных образовательных учреждений, особенно вузов и школ.
§ Формируется более тесное сотрудничество между разными ступенями образования, возникают новые организационные формы: «детский сад – школа», «школа – вуз», «колледж – вуз» и т. п.
§ Усиливается Профилизация среднего образования, возрастает доля специализированных школ и классов.
Вместе с тем, нельзя не замечать и негативных тенденций, характеризующих современное российское образование.
§ Резкое падение престижа Учителя и преподавателя , в связи с катастрофически низкой заработной платой.
§ Превращение образования исключительно в Инструментальную ценность. Сегодня значительная часть молодежи стремится иметь не образование, а диплом.
§ Существенное снижение качества образования, в том числе и высшего.
§ Ослабление роли образовательных учреждений в реализации Воспитательной функции.
Эти и другие негативные аспекты образования существенно тормозят его развитие.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Чем отличается процесс от результата? Что такое процессный подход?
Как научиться проводить улучшения, используя процессный подход?
Что отличает процесс от результата?
Результат — это то, что мы имеем по окончанию наших действий. Например, результатом может быть:
- количество заработанных денег за период;
- время, за которое мы пробежали дистанцию;
- количество бензина, израсходованного за определенное время;
- вес, который удалось сбросить по окончании диеты;
- количество своевременных приездов на работу и многое другое.
Все полученные результаты представляют собой показатели, которые мы получаем по итогам определенных действий. Каких действий? Что нас приводит к данным показателям и почему мы получили именно такие, а не иные показатели? Можем ли мы управлять данными показателями, улучшая их и как это сделать? Можем, и для этого мы должны понять, благодаря какой последовательности действий у нас получаются данные результаты. И именно данная последовательность действий с определенными характеристиками будет являться процессом . Процесс отвечает на вопрос: «как мы будем действовать?». Поэтому для того, чтобы на выходе получить другой результат, мы должны менять процесс, т.е. применить процессный подход и тогда, правильно выстроенный процесс нам сможет обеспечить требуемый результат.
Рассмотрим, примеры процессов в связке с их результатами:
Для результата «количество заработанных денег за период», процесс может представлять, например, последовательных действий по привлечению новых клиентов или расширение продуктовой корзины по имеющимся клиентам. Разные подходы по продвижению товаров дают разные результаты. Именно поэтому, для повышения продаж руководители пытаются определить наиболее эффективные методы взаимодействия с клиентами и обучить данным методам своих сотрудников. Эти методы, расписанные во времени их передачи сотрудникам, могут отражать процесс развития сотрудников для формирования у них определенных знаний по продажам, а выстроенная по итогам обучения работа сотрудника определит процесс взаимодействия с клиентами, позволяющий влиять на результат по количеству заработанных денег за период.
Для результата «время преодоления дистанции» процессом может служить график тренировок. Данный график должен говорить о том, как тренировался спортсмен, т.е. какие упражнения, с какой продолжительностью и с какой регулярностью он выполнял.
Для результата «количество бензина, израсходованного за определенное время» процессом может служить маршрут передвижения автомобиля с обозначенной средней скоростью на пройденных участках дороги.
Для результата «вес, который удалось сбросить по окончании диеты» процессом может служить информация о требуемом приеме пищи во время диеты.
Для результата «количество своевременных приездов на работу» процессом послужит последовательность действий, предшествующий приезду на работу. Действия должны быть четко определены и оцифрованы во времени.
Как видно из примеров, для описания процессов, в большинстве случаев, необходимо знать последовательность и время выполняемых действий. Как правило, при правильном отображении протекания процесса, результат можно предугадать с большой долей вероятности. Для корректного предоставления и чтения процесса рекомендуется использовать схематичное отображение, что позволяет наложить основные этапы процесса с их характеристиками на ось времени.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».
Китайская мудрость
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить школьников, чем они должны овладевать в процессе учебной работы.
Динамика общественного развития набрала темп. От человека требуется не только способность усваивать и переносить накопленный человечеством опыт в условия его собственной жизнедеятельности, но и готовность пойти на риск, действовать в нестандартных ситуациях. Сегодня все труднее быть ребенком и становиться взрослым, потому что условия социализации и условия жизни становятся все более импульсивными, нестабильными и необъятными. Выполняя социальный заказ общества, обновляющейся школе требуются такие методы обучения, организация учебной деятельности, стиль взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, при которых выпускник современной школы овладеет основными умениями.
Основная часть
1. Образование как общественный феномен. Понятие образования как системы, процесса и результата
Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Н. И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились.
Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.
Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Крупные школы имелись уже в III веке до н. э., например в Двуречье и Египте. Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.
Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения.
Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва".
Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека. Такая трактовка образования существовала со 2-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование - это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.
В советской педагогике в 50--60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем - как процесс и результат этой деятельности. Такое же определение этого понятия принимается в 1978 г. XX Генеральной конференцией ЮНЕСКО, где записано, что «образование - это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста». Итак, к настоящему времени в научно-педагогической среде образование рассматривается как процесс и результат. Трактовка, разработанная Ю. Г. Фокиным в НИИ Высшего образования: «Образование - это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». В данном случае под социализацией имеется в виду количественное и качественное изменение общественно значимых убеждений, идеалов, свойств личности, которые необходимы для достижения определенного уровня успеха в социуме, обществе.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
Социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
Профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно» Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. обучение образовательный педагогический
Результат образования многозначен и может предполагать грамотность, образованность, профессиональную компетенцию, менталитет. Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый -- образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. Второй план существования результата образования -- это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Составные части содержания образования:
1) знания - являются сохраненной в памяти информацией, которая сопровождается умением воспроизводить эту информацию, а также, что очень важно, умением применять и обобщать теоретические знания и основные факты науки;
2) умения - это возможность применения знаний, которые приобретаются в результате обучения на практике. Знания и навыки являются составной частью умения;
3) навыки - это набор элементарных приемов практической деятельности, приемов контроля и регулирования этой деятельности.
Таким образом, различные трактовки понятия образования не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и характеризуют образование как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности
2. Основные тенденции и психологические принципы современного образования
Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. И в этом направлении уже много сделано. Завоевал широкое признание субъект-субъектный подход к образовательному процессу (В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), который нашел свое воплощение в идее школы сотрудничества, реализованной целым рядом авторских и инновационных образовательных учреждений. Коллективы школ, учреждений дополнительного и начального профессионального образования стали рассматриваться как разновозрастные сообщества (В.И. Слободчиков и др.). Нашел практическое применение проектный подход к построению деятельности образовательного учреждения (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко и др.). В массовой педагогической практике прочно закрепились принципы вариативности и адаптивности (Е.А. Ямбург, Е.Л. Рачевский и др.)
Выпускник школы должен овладеть следующими умениями:
* Ответственность и адаптируемость - умение нести ответственность и проявлять гибкость в личной и общественной сферах, в трудовой деятельности; устанавливать высокие стандарты и цели для себя и других и соответствовать им, толерантность;
* Коммуникативные умения - умение осуществлять эффективные коммуникации в устной, письменной и мультимедийной формах в разнообразных контекстах;
* Творческий потенциал и любознательность - умение разрабатывать, осуществлять и передавать новые идеи, познавательная активность;
* Критическое мышление - умение здраво рассуждать в ситуациях сложного выбора, понимать взаимосвязи между системами;
* Информационные и мультимедийные умения - умение находить, обрабатывать, анализировать, оценивать и использовать информацию, применять мультимедиа для представления информации;
* Сотрудничество и взаимодействие - умение продуктивно работать в команде, быть лидером; адаптироваться к различным ролям и обязанностям; сопереживать; уважать различные взгляды;
* Постановка и решение проблемы - умение выявить, проанализировать и решить проблему;
* Саморазвитие - умение выявлять собственные потребности в сфере обучения, находить требуемые ресурсы, заниматься самообразованием; повышение квалификации;
* Социальная ответственность - умение учитывать социальные интересы при принятии решений; этичное поведения в личной сфере, на рабочем месте и в коллективе.
Мышление педагогов также претерпело изменение. Появились новые педагогические подходы и способы обучения.
В арсенале мировой и отечественной педагогики одним из эффективных методов обучения, способствующих максимальному развитию личности учащегося, является проектно-исследовательский метод обучения.
Развитие исследования в сфере образования, его применение в качестве основы при построении образовательных технологий дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель проектно-исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:
Что дает обучающимся проектная и исследовательская деятельность наряду с традиционным способом обучения?
Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
Как научить учителей руководить работой учащихся?
Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?
Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?
Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
При организации проектно-исследовательской деятельности нужно формировать следующие элементы:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования: при оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество новой информации использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления использованной информации;
Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
3. Отличительные характеристики традиционной и личностно-ориентированной организации образовательного пространства
Знания и умения по предмету необходимы (о пренебрежении предметными знаниями не может быть и речи), но не только и не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения учащегося, а в итоге - средство самореализации личности. "Основы наук" и связанные с ними зубрежки, экзамены, инспекции, похвальные грамоты не только самоцель школы, но даже и не цель ее, а только средство, одно из многих средств собственно образования личности. Точно так же и в профессионально-педагогическом образовании недостаточна концентрация усилий преподавателей и студентов на приобретение профессионально значимых знаний, умений и навыков. Речь должна идти о непрерывном развитии личностных, мировоззренческих качеств, их обогащении конкретными возможностями той или иной педагогической специальности.
В процессе усвоения знаний и умений необходимо развивать психологические механизмы самоорганизации и самоизменения. В общем виде это самоизменение и есть приобретение учащимися новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями и материальными объектами, а также коммуникативных и рефлективных способностей. Содержанием образования должны стать не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся. Для самоизменения, саморазвития важен не только прагматический результат, но, прежде всего, сам процесс движения к этому результату. Привязанность к результатам труда делает вовсе невозможным творческий труд. Поэтому для достижения полной поглощенности самим процессом деятельности необходимо внутренне отказаться от ожидания таких ее результатов, как повышение престижа, получение вознаграждения, оценки со стороны других.
Предметные знания должны быть в органичном единстве с методологическими, культурологическими, рефлективными знаниями, в единстве с субъектным опытом ученика и учителя. Именно эти надпредметные знания позволяют сместить акценты в содержании образования с ценностей конечного продукта в виде предметных знаний и умений на ценности процесса их получения, на механизмы самоизменения и саморазвития учащихся.
Основным методом традиционного обучения является все же информационно-рецептивный или иллюстративно-объяснительный. Суть его можно выразить так: показ способа действий учителем, воспроизведение в упражнениях, контроль за усвоением действий. Разумеется, и показ образца, и его объяснение, и контроль за его воспроизведением учитель может реализовать по-разному. В зависимости от этого в довольно широких пределах будет изменяться эффективность методов обучения, но суть их остается неизменной - все это лишь варианты иллюстративно-объяснительного метода. Иллюстративно-объяснительный метод обучения тяготеет к монологичности обучения, поскольку монолог позволяет за ограниченный отрезок времени передать большую информацию. А именно это и является важным для учителя, ориентированного главным образом на передачу знаний в готовом виде.
Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этого способа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо него. Основной формой организации поисковой деятельности учащихся является диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся.
Иллюстративно-объяснительный метод обращен в основном к механизмам восприятия и памяти ученика - слушай и запоминай. Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека ("о чем не поплакал - о том не споешь"). В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире.
В массово-традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, "сосуд", который надо наполнять знаниями, исполнитель указаний и предписаний учителя. Исполнительность, послушность - чуть ли не идеал в традиционном обучении. Но послушный ученик-исполнитель не может быть деловым партнером учителя. Учитель, в свою очередь, - снабженец знаний и рецептов. Он ведет ученика к цели, только ему известной, часто не посвящая учащегося в процесс движения (как врач, который лечит, ничего не объясняя пациенту). Для отношений традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Довольно типична боязнь ученика отвечать без гарантии правильности ответа, боязнь быть осмеянным. По существу в этом случае надо говорить не об общении, а об информационном процессе - обмене знаниями.
Альтернативой традиционным отношениям является ученик как субъект учения, своей деятельности, "цветок", который выращивает "садовник" - учитель. Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы. Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся. Ученик имеет право на ошибку ("на ошибках учатся"), на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Несогласие ученика с учителем не рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить. В личностно ориентированном обучении "сопротивление" считается естественным следствием различного понимания реальности, различий в ценностях и установках ученика и учителя. Более того, сопротивление необходимо им для нормального личностного развития. Именно в этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В результате ребята чувствуют себя уютно в школе, с удовольствием "пропадают" там. Нужно сказать, что в такой атмосфере "растет" и сам учитель, обучение становится развивающим и для самого учителя, он становится "саморазвивающейся системой".
Различие в подходах двух типов обучения отчетливо проявляется и в контроле за результатами обучения. Задания в массово-традиционном обучении, как правило, рассчитано на среднего учащегося, в котором делается упор на запоминание и воспроизведение предметных знаний. Одинаковые задания всем учащимся - верный способ загубить способности детей. Личностно ориентированное обучение немыслимо без разноуровневых, дифференцированных заданий с возможностью выбора, заданий и значимых для ученика способов его выполнения (опорный конспект, схема, литературно-художественные образы, модели и другие индивидуальные способы смысловой обработки изучаемого). В контроле делается упор на применение знаний, на выявление использованных методов, общелогических и специфических, на оценку найденного способа действий, на самооценку учеником своих действий, т.е. на сам процесс учения. Именно в этом процессе проявляется субъектность ученика как личности.
Итогом, характерным для массово-традиционного обучения, является грамотный, дисциплинированный исполнитель заданных программ, функционер, конформист, манипулятор и сам объект для манипуляций. Такой итог характерен не только для школьного образования, но и для профессионально-педагогического. Из педагогических учебных заведений все еще выпускаются преимущественно учителя-функционеры, "зацикленные" на сугубо методических вопросах своей повседневной педагогической деятельности, но мало интересующиеся общей образовательно-педагогической ситуацией, которая существует в стране и в мире, вопросами стратегии и политики в сфере образования. Идеальным итогом личностно ориентированного обучения является саморазвивающаяся, саморегулирующаяся личность с гибкими осознанными знаниями, субъект своего учения, а затем - субъект, хозяин своей жизни, "сам себе режиссер".
Концептуальное различие традиционного и личностно ориентированного образования приводит к существенному изменению педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.
4. Образовательный процесс как единство обучения и учения
В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning) в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,-- педагог. Деятельность обучения -- это деятельность преподавателя, деятельность преподавания -- педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель -- развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.
Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым:
Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов;
Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
Стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
Программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Однако большинство исследователей этой проблемы (И. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. «Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности»,-- отмечает И. Лингарт. Проблема учения - является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.
В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие -- приобретение способностей, новых качеств). П.Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. По Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, учение представляет собой специфический вид учебной деятельности, а по теории А.Н. Леонтьева учение (наряду с игрой и трудом) -- тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до 15--16 лет), но и в русле которой формируется сама личность ученика, его интеллект, частные виды деятельности. Учение рассматривается как полимотивированная и полиосмысленная деятельность. Наряду с понятием «учение» в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), а затем и в зарубежной (И. Ломпшер, И. Лингарт) все чаще используется понятие «учебная деятельность», в содержание которого входят не только процессуальность и результативность, но и структурная организация, и самое главное -- субъектность учения. Этот переход к определению учения как учебной деятельности включает три этапа (А.К. Маркова, Г.С. Абрамова). На первом этапе -- в конце 50-х годов -- Д.Б. Элькониным была выдвинута общая гипотеза о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка и начато ее экспериментальное изучение. На втором этапе исследовались особенности этой деятельности, ее структурные компоненты. Третий этап -- изучение тех психических новообразований, которые формируются в этой деятельности. В настоящее время учебная деятельность как особая форма учения выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля). Она означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человечеством знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления -- рефлексия, анализ, мыслительный эксперимент. Все рассмотренное свидетельствует о глобальности, многосторонности содержания самого понятия «учение» и многоаспектности его рассмотрения с позиций разных наук. Такое положение естественно, так как субъектом учения является человек, особенно если имеется в виду ребенок -- становящийся, развивающийся, формирующийся человек во всей сложности и многообразии входящих в этот процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических и т.д.). Все авторы отмечают, что в процессе учения наблюдаются изменения в самом субъекте -- в самом широком смысле слова происходит его развитие и что это в значительной мере обусловлено обучением: его формами, содержанием, исходной позицией учителя и организатора учения. |
Заключение
Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и предприимчивости выводят на первый план развитие способностей учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию природного дара человека, развитие способностей мыслить, говорить, действовать, а в итоге - найти свое место в этом мире, самореализоваться. Людям (и детям в частности), по-видимому, генетически присуща потребность в самореализации себя как личности, "потребность стать значительным.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Указанные факторы стимулируют развитие в образовательной сфере различных социально-педагогических инициатив, пытающихся разрешить эти противоречия и удовлетворяющих новые потребности социума. Многие их них можно квалифицировать как образовательные технологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто ввел термин «образование»?
2. Назовите определение понятия «образование».
3. Как образовательный процесс стал неотъемлемой частью жизни общества?
4. Как может рассматриваться образование как система?
5. В чем сущность образовательного процесса?
6. В каких аспектах образование выступает как результат?
7. Назовите основные подходы к образовательному процессу.
8. Какими умениями должен овладеть выпускник школы?
9. Какое самое решающее звено в новации образовательного процесса?
10. Какие элементы нужно сформировать при организации проектно- исследовательской деятельности?
11. Перечислите критерии успешности обучающегося в выполнении проекта.
12. Назовите отличительные характеристики традиционной и личностно-ориентированной организации образовательного пространства.
13. Какой из этих типов организации представляется Вам наиболее эффективным?
14. В чем суть обучения и учения?
15. Почему, по Вашему мнению, образование должно рассматриваться как единство обучения и учения?
Список использованной литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.-М.:Логос,2004.-384 с.
2. Писарева Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций. - М.: ЭКСМО,2008.- 160 с.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.- 576 с.
4. http: //www.wiki.pskovedu.ru
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Понятие и сущность обучения. Связь и взаимодействие преподавания и учения. Логика процесса обучения и структура процесса усвоения. Цели и задачи общего образования. Познание и обучение в развитии общества. Факторы отбора содержания образования.
контрольная работа , добавлен 05.05.2009
Создание единого европейского образовательного и научного пространства. Реформы Болонского процесса. Высшее образование в Украине. Внедрение кредитной системы. Перспективы для студентов. Диверсификация методов обучения в системе образования Украины.
реферат , добавлен 13.12.2010
Понятие образования как целенаправленного процесса и результата усвоения человеком систематизированных знаний и навыков. Образование как необходимый фактор развития отдельных общественных сфер (экономики, политики, культуры) и педагогический процесс.
реферат , добавлен 26.06.2015
Одна из стратегических задач системы школьного образования - решение проблемы личностно-ориентированного обучения. Метод учебного проектирования. Процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
статья , добавлен 14.01.2009
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Современные тенденции развития теории обучения детей дошкольного возраста. Проектирование вариативной системы образовательного процесса.
контрольная работа , добавлен 13.01.2015
Определение учебно-воспитательного процесса и его характеристик, динамика развития ценностей и моделей образования в мировом сообществе. Основные недостатки в организации образовательного процесса в казахстанских школах, новые формы организации обучения.
статья , добавлен 18.02.2010
Анализ тенденций развития современного мирового образовательного пространства. Влияние тенденций современного образования на создание личности учащихся. Структура мирового образовательного пространства. Реформирование поликультурной системы образования.
реферат , добавлен 07.02.2017
Сущность понятия инновационного образования. Основы современных гуманитарных педагогических технологий обучения. Содержание методик постановки чисел, педагогического процесса, концентрированного, эвристического обучения, коллективной мыследеятельности.
курсовая работа , добавлен 21.11.2010
Анализ процесса становления понимания обучения как целостного явления. Понятие процесса обучения: цель обучения; деятельность учителя и учащихся; результат. Дидактика как научная дисциплина. Связь процесса познания и обучения, их сходство и различие.
контрольная работа , добавлен 15.12.2010
Структура педагогического процесса. Воспитательно-образовательно-развивающая составляющая обучения. Процесс усвоения знаний. Внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Усвоение учебного материала. Связь компонентов процесса обучения.