Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.
Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:
- фаза врабатывания , или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 часов, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 часов;
- фаза высокой устойчивости работоспособности ; для неё характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2-2,5 часов и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;
- фаза снижения работоспособности , характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.
Один из объективных признаков – это снижение производительности труда, субъективно оно же выражается в ощущении усталости, т.е. в нежелании или невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности.
Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма, а в результате длительной или тяжелой работы, причем отдельное значение имеет нарушение, возникающие в центральной нервной системе.
При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление , называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.
Основой для возникновения переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.
Симптомы переутомления – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей часто наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.
Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
Важной мерой профилактики является обоснование и внедрение в производственную деятельность определенных принципов, которые включают: постепенное вхождение в работу, поддержание оптимального ритма труда, соблюдение определенной последовательности выполняемых операций, правильное чередование труда и отдыха, создание рациональных санитарно-технических условий на предприятиях.
Немалое значение в повышении работоспособности имеют положительные эмоции, что обеспечивается правильной организацией производственного процесса, оптимальным микроклиматом, нормальными гигиеническими условиями на рабочих местах (эргономика рабочего места), хорошей организацией бытовых условий, питания и отдыха. Важное место в формировании положительных эмоций принадлежит средствам промышленной (технической) эстетики – созданию цветового климата, производственной музыке, организации доброжелательных отношений в коллективе.
Различают следующие методы исследования физиологических функций:
1. Методы исследования состояния эффекторных органов: динамометрия, определение силы и выносливости мышц, возбудимости, хронаксии и лабильности мышц.
2. Методы исследования состояния анализаторов: определение чувствительности и хронаксии зрительного аппарата, определение критической частоты слияния световых мельканий, определение критической частоты слияния (исчезновения) мелькающего фосфена, аудиометрия, определение точности кинестезического анализа, ольфактометрия и др.
3. Методы исследования динамики нервных процессов и состояния нервных центров: сенсомоторные методики, речедвигательная методика и др.
4. Методы исследования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем: пульсометрия, спирометрия, измерения артериального давления, определение потребления кислорода, и расхода энергии.
5. Методы исследования точности координации движения: циклография, киноциклография, электромиография, тремография и др.
6. Методы исследования эффективности мыслительных процессов: анализ таблиц, чисел, исследования контрольных функций.
7. Методы исследования динамики работоспособности и производительности труда: хронометраж рабочих действий, корректурные испытания, процент допущенного брака.
8. Методы исследования функционального состояния ряда систем: функциональные пробы.
Для изучения динамики работоспособности и разработке мероприятий по профилактике переутомления, из большого числа физиологических методов выбирают те, которые наиболее полно отражают ведущую функцию организма в конкретных производственных условиях. Например, при тяжелом физическом труде к таким относятся методы, отражающие затраты энергии и изменения состояния функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
ГЛАВА 7
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД И ОТДЫХ
В основе формирования и развития человека и создания материальных ценностей лежит труд. Рационально организованный трудовой процесс оказывает благоприятное влияние на здоровье, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование людей.
К труду человек готовится заранее. Еще до начала труда в организме отмечаются изменения в обмене веществ и энергии, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах. Ведущее значение в подготовке организма к трудовой деятельности принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей согласование функциональных изменений. В нервных центрах коры головного мозга повышается уровень процессов возбуждения, изменяется функциональное состояние зрительного, слухового и других анализаторов. Наряду с этим углубляются процессы торможения, и между возбуждением и торможением устанавливается равновесие.
При физической работе в мышцах происходят биохимические и биофизические процессы, обеспечивающие их сокращение. Происходит учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулирующей в организме крови и количества эритроцитов, увеличение частоты и глубины дыхания. Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение секреторной и моторной функций желудка, замедляется переваривание и всасывание пищи. По окончании работы все отмеченные изменения постепенно восстанавливаются и приходят в норму за период отдыха.
Любая умственная работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают, прежде всего, в высшей нервной деятельности. При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, обмена веществ и энергии, повышению тонуса мускулатуры. Увеличивается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга, отмечается усиление a- и b-ритмов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения в головном мозге связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ и фосфокреатина, увеличением обновления фосфолипидов. Кроме того, при выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, повышается активность симпато-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем, наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.
Умственная работа теснейшим образом связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. На выполнение умственной работы существенно влияет состояние окружающей среды, интенсивность мышечной работы. Обычно легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа снижает ее качество. Поэтому для многих представителей умственной деятельности ходьба является необходимым условием восполнения работы.
При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2 % от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5-6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такой же массы при максимальной нагрузке. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10,5 - 12,5 Дж. Следует отметить, что при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94 %, у операторов вычислительных машин – на 60-100 %.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия, наблюдается тахикардия, гипертония, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, образование парадоксальных реакций, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
Под влиянием чрезмерной умственной работы происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей, отклоняется от нормы тонус гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов головного мозга и сердца. После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче удваивается.
При умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. Поэтому после окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение центральной нервной системы при умственной работе, чем при физической.
Утомление и переутомление при трудовой деятельности
В процессе выполнения физической работы наступает утомление – временное снижение работоспособности. Утомление субъективно воспринимается как усталость с ухудшением самочувствия, снижением внимания, нарушением координации движений, явлениями сердцебиения, одышки, болями в мышцах. Утомление вызывается интенсивной или длительной деятельностью и наступает быстрее при тяжелом интенсивном труде. При легком, но монотонном физическом труде утомление обычно развивается медленно. Утомление – это обратимое физиологическое состояние. Процесс утомления сопровождается уменьшением скорости двигательных реакций, сонливостью, снижением тонуса кровеносных сосудов мозга и сердца, повышением обмена веществ, снижением работоспособности и производительности труда.
Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. Принято считать, что эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утомленных центров на соседние. При умственной деятельности постоянно наблюдаются элементы мышечного утомления: длительное пребывание в определенной позе приводит к значительному утомлению соответствующих звеньев двигательного аппарата.
При умственном утомлении отмечены более выраженные функциональные сдвиги со стороны центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и психической деятельности. Отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движений.
Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Постоянное утомление, невосстановление работоспособности к началу нового рабочего дня может обусловить переутомление.
Под переутомлением понимают патологическое состояние, характеризующееся стойким снижением работоспособности. Оно приводит к неврозам, появлению и обострению сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, снижению памяти, ослаблению внимания, головным болям, бессоннице, ухудшению аппетита, понижению сопротивляемости организма к воздействию факторов окружающей среды.
Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха, в частности, чередование периодов работы и отдыха, организация перерывов и правильное их использование. Длительность перерывов устанавливается в пределах 5-30 мин. Отдых во время регламентированного перерыва более эффективен, когда является активным, заполненным другим видом деятельности.
Типичным видом активного отдыха является производственная гимнастика. Для профессий, выполняющих работу стоя, целесообразно гимнастику заменять массажем ног. Для сидячих профессий гимнастика должна включать упражнения крупных мышц корпуса и ног. Активным должен быть отдых и в нерабочее время.
Большое значение принадлежит механизации и автоматизации производственных процессов, факторам производственной среды, профессионализму рабочих. Так как утомление быстро развивается при статической работе, следует увеличивать в любом виде деятельности динамический компонент, обеспечивать рациональную рабочую позу с привлечением минимального количества мышц.
Похожая информация.
Профилактика утомления. Мероприятия по профилактике утомления:
Физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе;
Равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами;
Соответствие производственных движений привычным движениям человека;
Рационализация рабочей позы;
Освобождение от излишних подсобных операций.
Важное значение имеют автоматизация и механизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях
Важной мерой профилактики является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т.е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними.
Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых (феномен, открытый И.М. Сеченовым), в частности физические упражнения, поскольку утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп.
Достаточно эффективно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.
Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).
ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-СРЕДА».
За миллионы лет в ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система защиты от опасностей. Эта система отличается совершенством, но имеет определенные пределы.
Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов, которые называют иногда чувствующими приборами. Характеристики анализаторов человека необходимо учитывать при создании безопасных систем. Любой анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и мозгового конца. Рецептор превращает энергию раздражителя в нервный процесс. Проводящие пути передают нервные импульсы в кору головного мозга; Мозговой конец анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре головного мозга элементов. Рассеянные элементы обеспечивают нервные связи между различными анализаторами. Между рецепторами и мозговым концом существует двусторонняя связь, которая обеспечивает саморегуляцию анализатора. Особенностью анализаторов человека является парность анализаторов, обеспечивает высокую надежность их работы за счет частичного дублирования сигналов и динамичной неоднозначной функциональной асимметрии.
Основной характеристикой анализатора является чувствительность. Не всякий раздражитель, воздействующий на анализатор, вызывает ощущение. Чтобы оно возникало, интенсивность раздражителя должна достичь некоторой определенной величины. С увеличением интенсивности раздражителя наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее по интенсивности некоторый предел, вызывает боль и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора. Минимальную величину принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности, а максимальную-верхним. Абсолютные пороги чувствительности измеряют в абсолютных величинах раздражителя. В том случае, когда помехой являются внешние раздражители, говорят о дифференциальном или разностном пороге. Минимальная разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений, называется дифференциальным порогом, или порогом различения. Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленнее, чем сила раздражителя. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера, имеющий приближенное значение, выражается формулой
Снижение работоспособности в процессе труда обусловлено, прежде всего, развивающимся производственным утомлением.
Производственное утомление – временное и обратимое снижение функциональных возможностей (работоспособности) организма человека, вызванное непосредственно работой и воздействием условий труда.
Условия труда в данном определении понимаются в широком смысле не только как организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие материально-вещественные условия, но и как социально-психологические, в первую очередь, взаимоотношения в коллективе, социально-психологический климат в нем.
Утомление ведет к снижению эффективности деятельности, т.е. к возрастанию величины физиологических и психических затрат на выполнение одного от того же акта работы.
Субъективно производственное утомление ощущается человеком как чувство усталости , которое можно рассматривать как биологический сигнал утомления, субъективно переживаемое особое психологическое состояние. Человек ощущает:
чувство слабосилия – повышенное напряжение при работе, неуверенность в способности продолжать ее должным образом (даже если реально производительность еще не снижается);
расстройство внимания (трудность в его концентрации, неустойчивость или, напротив, вялое, малоподвижное внимание, затруднения в его переключении);
расстройства в сенсорной сфере (изменения в деятельности анализаторов, принимающих участие в работе – снижение остроты зрения, слуха, чувство жжения в глазах и т.п.);
нарушения в моторной сфере (замедленные или беспорядочные, торопливые, недостаточно точные и скоординированные движения);
неприятные ощущения в работающих органах: чувство боли и затекания в мышцах руки ног, при сиатистической позе – в мышцах спины, живота, шеи, при умственной работе – появление болей в области лба и затылка;
дефекты памяти и мышления в сфере рабочей деятельности;
ослабление воли (выдержки, самоконтроля, настойчивости);
неосознанное желание делать более частые и длительные перерывы;
сонливость.
При отсутствии рационального режима труда и отдыха, навыков психической саморегуляции накапливающееся утомление может превратиться в переутомление – болезненное состояние, когда за время отдыха работоспособность полностью не восстанавливается, и могут развиваться функциональные расстройства организме: раздражительность, сонливость днем и бессонница ночью, головные боли, даже заболевания нервной системы.
Объективными показателями развивающегося производственного утомления могут быть показатели:
экономические (снижение выработки, увеличение штучного времени, рост брака);
статистические (увеличение случаев травматизма и микротравматизма, микропауз в рабочей деятельности, перерывов по инициативе работников);
физиологические (нарушение координации движений, тремор (дрожь) рук и пальцев, снижение мышечной выносливости;
психологические (замедление психических процессов и реакций, снижение концентрации внимания, рост количества ошибок).
Причинами повышенного производственного утомления могут быть:
интенсивная, в высоком темпе, напряженная деятельность;
нерациональное распределение нагрузок во времени (нарушение ритмичности работы);
чрезмерно большой поток воспринимаемой и перерабатываемой информации;
несоответствие оборудования, инструмента, планировки рабочего места антропометрическим и эргономическим требованиям;
напряженность, вызванная повышенным производственным риском и опасностью;
неблагоприятный социально0психолгический климат в коллективе; плохие условия труда;
недостаточная квалификация работника;
пониженная сопротивляемость и выносливость организма.
Можно отметить, что повышенное утомление вызывается повышенным напряжением работника в процессе труда, что обусловливает необходимость более интенсивной деятельности всех органов и функциональных систем организма. Специалисты различают следующие виды напряжения:
интеллектуальное, вызванное большим количеством требующих решения проблемных ситуаций;
сенсорное, обусловленное неоптимальными условиями деятельности анализаторов (например, зрительного, при недостаточной освещенности, малой контрастности фона рабочей поверхности и объекта различения, трудностей в дифференциации объектов различения, таких как мелкие детали);
монотония (напряжение, вызванное однообразием действий, обстановки и т.п.);
политония (напряжение, вызванное необходимостью частого переключения внимания в неожиданных направлениях;
физическое напряжение (повышенная нагрузка на двигательный аппарат);
эмоциональное напряжение , вызванное конфликтными ситуациями, повышенной вероятностью травм и аварий, эмоциональной непривлекательностью содержания работы и условий ее осуществления;
напряжение ожидания , вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций ы условиях отсутствия деятельности (например, готовности реакции на сигнал об отклонении хода технологического прогресса от заданных параметров);
мотивационное напряжение (борьба мотивов, необходимость выбора для принятия решения, незаинтересованность в работе и т.п.).
В ходе развития производственного утомления сначала нарушается устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечных сокращений, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, координация, ритмичность движений, возрастают энергетические затраты. Развивается нарушение логически – мыслительных функций: при принятии решений преобладают готовые стереотипные формы, возрастает число ошибок – при этом на начальных стадиях доминируют количественные, далее – качественные.
В зависимости от характера нейрофизиологического конфликта, рассматривая производственное утомление как нарушение динамического стереотипа, выделяют два его вида: первичное и вторичное.
Первичное утомление возникает в начале работы или упражнения, поскольку за время перерыва в деятельности условно-рефлекторные связи несколько ослабевают, согласованность в работе нервной системы и двигательного аппарата достигается не сразу, велико влияние побочной функциональной системы, связанной с дорабочим состоянием (конфликт основной и побочной функциональных систем). Необходимо «врабатывание». Путь преодоления первичного утомления – продолжение деятельности, в результате чего рабочий динамический стереотип полностью восстанавливается и закрепляется на высоком уровне.
Вторичное утомление возникает в результате длительной работе. Здесь доминирует конфликт основной и восстановительной функциональных систем. Для его устранения необходимо прекращение деятельности, отдых либо перемена деятельности, в ходе которой основные нагрузки будут падать на иные группы мышц и органы чувств.
Видя утомления различают и в зависимости от его преимущественной локализации в тех или иных звеньях нервной системы, обеспечивающих трудовую деятельность.
Сенсорное утомление – утомление из органов чувств в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителей (сильный шум, избыточное освещение).
Перцептивное утомление – локализованное преимущественно в корковом центре анализатора, вызванное трудностью обнаружения сигнала (малая интенсивность сигнала, большие помехи, трудность различения, например, при необходимости улавливания слабого звукового сигнала при наличии шумовых помех).
Информационное утомление , вызванное недостатком информации или информационной перегрузкой, когда правильное отражение в сознании картины внешней среды требует повышенной интенсивности замыкания временных связей между различными структурами центральной нервной системы, оживления ассоциативных связей.
Эффекторное утомление , вызванное интенсивной физической деятельностью и локализованное преимущественно в отделах центральной нервной системы, отвечающих за двигательные акты.
Умственное утомление, вызванное интенсивной репродуктивной деятельностью (обработка информации по жестким правилам, например счет), продуктивной деятельностью (преобразование информации, формирование суждений, заключений), эвристической (творческой) деятельностью.
Интенсивная умственная работа, как и физическая так и умственная, может привести как к утомлению и к переутомлению.
Утомление и переутомление и их последствия.
Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.
Работоспособность-величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:
Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде -до 2 .2,5 ч;
Фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2 .2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;
Фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.
Один из объективных признаков - это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости т.е. в нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности.
Утомление связанно с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем отдельное значение имеет нарушение, возникающие в центральной нервной системе.
При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомлением, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.
Основой для возникновения переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.
Симптомы переутомления – различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей часто наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница) ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.
Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
Профилактика утомления и основные пути повышения эффективности трудовой деятельности человека.
Важной мерой профилактики является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха, т.е. рациональной системы чередования периодов работы и перерывов между ними.
Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов. Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещении, столовых, организации раздачи пищи. Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.
При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10 . 12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурга, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15 20 мин с отдыхом такой продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие 5 .10-минутные перерывы.
Кроме регламентированных перерывов существуют микропаузы - перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 .10 % рабочего времени.
Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 ч) и дневные (с 14 до 17 ч) часы. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время - с 3 до 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.
Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.
Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.
С точки зрения психофизиологической производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.
Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.
Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Неправильное положение тела на рабочем месте приводит к быстрому возникновению статической усталости, снижению качества и скорости выполняемой работы, а также снижению реакции на опасности. Нормальной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед больше чем на 10 .15°; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе - прямая осанка.