Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.
Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.
Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.
Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.
Причины появления заикания
Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.
- Предрасполагающие причины
, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
- Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
- Гипоксию плода.
- Травмы ребенка в родах и во время беременности.
- Недоношенность разной степени.
- Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
- Внешнее негативное воздействие
, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
- Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
- Травмы – , .
- Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
- Инфекции дыхательных путей, отиты.
- Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
- Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
- Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
- Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
- Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.
В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.
Признаки
Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.
Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:
- Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
- Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
- Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
- У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.
Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.
Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)
В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.
- Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
- Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
- Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.
Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.
Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.
Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.
Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.
Методики лечения заикания
Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.
Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:
- Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
- Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
- Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
- Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
- Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.
Медикаментозное
Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.
Массаж
Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:
- Поглаживание.
- Разминание.
- Растирание.
- Поколачивание или вибрацию.
Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.
Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.
Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.
Упражнения
При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.
- Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
- Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
- Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
- Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.
Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.
Для наглядности посмотрите видео упражнений:
Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.
С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, описанные ниже, направленные на лечение заикания у взрослого человека так и у ребенка, они включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.
Причины заикания
Повторение одних и тех же звуков или целых слогов - ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.
Основными причинами называются следующие:
- Детские травмы во время периода активного развития речи - от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями - смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
- Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы - все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
- Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в "обычной" жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет "возраста", заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.
Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют "замаскированное" заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия - "э-э-э", "кхем" и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.
Центр заикания "Причал"
Высоко результативным и эффективным зарекомендовал себя метод устранения заикания Центра «Причал» (№ патента 2497555) города курорта федерального значения Белокуриха. Именно там, в основу положена психологическая работа с пациентом по разрушению сложившихся рефлексов и привычек в производстве речи. Заикание, по мнению авторов метода, это «речевая травма», сопровождающаяся затруднением в речевых движениях.
Процесс занятий в Центре заикания "Причал” построен настолько гармонично, что позволяет за сравнительно короткий промежуток времени, 10-12 дней, привести в соответствие и отрегулировать обменные процессы в нервной и дыхательной системах, голосового, артикуляторного аппаратов. Вследствие систематических и ежедневных занятий, заикание исчезает, как вредная привычка. Формируется новая программа на спокойную речь и закрепляется на уровне подсознания.
Достоинством Центра "Причал” является и его месторасположение. Чистый горный воздух, уникальная минеральная вода, атмосфера доброжелательности, спокойствия, возможность приема (рекомендательно) процедуры ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний), позволяют пациентам глубоко сосредоточиться и сконцентрироваться, и как результат, получить здоровую, спокойную, надежную и уверенную Речь!!!
Как вылечить заикание у взрослых?
Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.
Необходимо исключить следующие нарушения:
- инсульт и его последствия;
- энцефалит, осложнения болезни;
- патологии полости рта - например, заячья губа;
- неврологические нарушения.
Как избавиться от заикание у взрослых, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.
Упражнения против заикания
Можно ли вылечить заикание в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.
1. Дыхательная гимнастика
Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:
- В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох - медленным.
- Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
- Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.
Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.
2. Репетиции перед зеркалом
Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.
3. Медитация
Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.
4. Ароматические масла
Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.
5. Молчание
При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.
6. Массаж
Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.
Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае
Одним из самых распространенных видов речевого расстройства является заикание , когда у человека из-за несогласованности работы речевых мышц с дыханием и голосом более чем на 7% нарушается плавность и ритм речи.
Возникновение судорожных замедлений в гортани, языке или на губах, которые длятся до 0,5 минуты, являются первыми признаками заикания.
Более распространены случаи заикания у детей в возрасте от двух лет, в период активного развития речи, когда ее функции еще достаточно хрупки, и период формирования речи может длиться от одного года и более. Но в большинстве случаев, спонтанное выздоровление от заикания наблюдается именно в детском возрасте. А поскольку мужской пол, как известно, эмоционально гораздо менее устойчив, то он подвержен заиканию в гораздо большей степени, нежели женский.
Бывает так, что, например, во время выступления человека перед аудиторией, заикание, практически незаметное в менее тревожной обстановке, заметно усиливается.
Причины заикания
Существует немало теорий возникновения заикания, и на сегодняшний день следует выделить два основные типа заикания. К первому типу имеет прямое отношение дети, рожденные с дефектом нервной системы, причиной чего послужили, к примеру, тревожные состояния будущей мамы в период беременности, или же травма во время родов. А так же это может быть вызвано с генетической наследственностью, или быть следствием частых заболеваний ребенка после рождения. Помимо заикания, внешних отклонений у таких детей, как правило, не бывает, но достаточно распространены случаи повышенного внутричерепного давления, изменения рефлексов и судорожной готовности.
Спонтанное же возникновение заикания относится ко второму его типу. Данный тип заикания обнаруживается у детей, родившихся абсолютно здоровыми, но которые, уже после своего рождения, в основном подвергались стрессу, переутомлениям или же неврозам. У таких детей в период тревожного состояния или эмоционального возбуждения наблюдается усиление дефекта речи.
Менее распространенной причиной заикания может быть результат нервного расстройства, которое было вызвано, к примеру, тем, что ребенка принуждали перейти «в правши». Так же заикание может быть результатом осложнения после коклюша, скарлатины или же гриппа.
Симптомы заикания
Существует несколько распространенных симптомов заикания.
Например, когда заикающийся человек, опасаясь оказаться «беспомощным» в глазах собеседника, пытается заменить некоторые «трудные» слова синонимами, которые сравнительно легки в произношении. Бывает и так, что он и вовсе уклоняется от разговора, немедленно найдя для этого вескую причину.
Зачастую у заик во время разговора возникает непроизвольное сокращение мышц не только лицевых и шейных, но так же и ног, и рук.
Лечение заикания
Заикающиеся дети зачастую испытывают невероятную сложность в общении, их самооценка далека от адекватной, они, несмотря на свою замкнутость, невероятно чувствительны и ранимы. Общаясь с «нормальными» сверстниками, ребенок испытывает самый настоящий стресс. Вообще, заикание лечится, и здесь главным является постараться выявить его на самой ранней стадии. Параллельно следует воспитать в ребенке уверенность в себе и стремление справиться с этим недугом в первую очередь при помощи собственных усилий.
Если родители заикающегося ребенка будут следовать некоторым несложным правилам, то их чадо в скором времени быстро избавится от этого недостатка.
Итак:
- Необходимо взять себе за правило говорить с ребенком только спокойным тоном, плавно и разборчиво выговаривая каждое слово.
- Никогда не следует перебивать ребенка, заставляя его тем самым нервничать. Он не сможет выговориться, а для него это крайне важно.
- К вступлению ребенка в школьный возраст, необходимо приучить его самостоятельно управлять темпом речи, произнося слова только на выдохе, избегая при этом говорить скороговоркой на вдохе.
- Следует помнить, что речь ребенка значительно улучшится, когда для него станет привычным разговаривать медленно, но отнюдь не монотонно.
- Необходимо регулярно заниматься с ребенком техникой речи, приучая его сначала задавать вопросы на тему прочитанной книги, затем пересказать сюжет в присутствии близких, а потом и не очень близких людей. Это в значительной мере сопутствует скорейшему избавлению от заикания.
- Важно помнить о том, что если принуждать ребенка читать вслух, то это только усугубит ситуацию.
- При общении с ребенком очень важно сохранять с ним зрительный контакт. Не нужно отводить взгляд, потому как ребенок может подумать, что родитель очень расстроен его заиканием.
- Добиваясь правильного речевого режима, не стоит перегружать ребенка напоминаниями о том, как ему следует говорить.
Следует помнить, что упрощенные и ускоренные методы лечения от заикания дают лишь кратковременный результат. Пока ученые продолжают работать над весьма актуальной проблемой заикания, необходимо действовать и самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка:
— способствовать изменению привычного стиля речи на ритмизированный;
— использовать метод «поощрений и наказаний» — разумеется, только в мягкой игровой форме, вызывающей у заикающегося ребенка только положительные эмоции;
— применять специальные устройства для отбивания ритма, координирующие речь.
ВИДЕО
Народные средства лечения заикания
Лечение заикания травами и овощами
Пришедшие к нам из прошлого народные методы лечения заикания применять вовсе не возбраняется, поскольку они зачастую и весьма скоро приводят к довольно эффектному результату.
Применение настоев из трав помогает избавиться от заикания в достаточно короткие сроки. Для этого следует воспользоваться некоторыми советами:
— опустив в кипящую воду листья белого ясенца, и, настояв 20 минут, процедить. Полоскать полость рта (не глотая) следует в течение 3-5 минут, повторять процедуру до шести раз в день;
— три капли сока цветков и листьев ясенца смешать с двумя каплями сока крапивы, и в течение пяти минут, не глотая, продержать на языке. Повторять процедуру следует не менее 6 раз в течение 10 дней;
— принимать 2 раза в день по 1 столовой ложке по 100 грамм шиповника, лимона и калины, смешанных с 200 граммами белокочанной капусты, заедая настой семечками или миндалем;
— закипятив в молоке или вине (200 грамм) щепотку гусиной лапчатки, процедить, а когда настоится, принимать настой утром натощак в течение 10 дней;
— залить кипятком (0,5 л) 5 грамм сухой душистой руты и кипятить на слабом огне пять минут, затем процедить, и держать его во рту не глотая, до полного остывания отвара. Повторять процедуру необходимо не менее 6 раз в сутки, в течение 2-3 часов;
— смешать в равных количествах сухой вереск, зверобой, дягиль, мелису, хмель, ромашку и крапиву, а затем опустить в 200 мл кипятка чайную ложку этого сбора, который настаивался в течение 30 минут, и применять настой по 100 грамм – утром натощак и вечером – перед с ном.
Лечение заикания лекарственными сборами
Наиболее распространенным способом лечения заикания является лечение лекарственными сборами.
— настоянная в течение 15 минут половина столовой ложки сбора из сухой мяты, крапивы, валерианы и ромашки, залитая 200 мл кипятка, а затем процеженная, обеспечивает уверенность и спокойствие. Применить настой нужно по 100 грамм 2 раза в день;
— залить сбора листьев донника и березы, цветов календулы, солодки и мелисы 200 мл кипятка, дать настояться 2 часа, затем процедить, и принимать не менее 5 раз в день перед едой;
— смешав в 400 мл холодной воды 7 грамм из сбора плодов шиповника и цветов фиалки трехцветной, ясменника, листьев сушеницы, полыни, березы, мяты, и корня одуванчика, настоять в течение 6 часов при температуре 26 градусов. Затем прокипятить и снова настоять полчаса. Процедить, принимать за 15 минут до еды по 70 мл четыре раза в день;
— смешать компоненты измельченного сбора из плодов тмина, боярышника и крапивы, листьев мяты, кипрея и земляники, а так же соломы овса и побегов малины, и залить 300 граммами кипяченой воды. Держать на огне, не доводя до закипания, а затем дать 1,5 часа настояться, процедить и принимать теплым, по 50 грамм за полчаса до еды, 5 раз в день;
— залить 7 грамм сбора из измельченных трав ромашки, зверобоя, душицы, листьев пустырника, плодов аниса и мелисы кипятком, настоять 3 часа, процедить и принимать не менее 5 раз в сутки до еды;
К наиболее распространенным народным средствам лечения заикания относятся так же и другие сборы:
— залить смесь измельченных трав мелисы лекарственной и донника, листьев сизой ежевики, цветов календулы, листьев березы, плодов фенхеля, побегов вереска, цветов сердцевидной липы и корневищ лекарственной валерианы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане 10 минут, не доводя до кипения. Затем, настояв 1,5 часа в теплом месте, следует пить настой за полчаса до еды по 50 грамм в день;
— залить 7 граммов измельченной смеси из плодов боярышника колючего, тмина, соломы, посевного овса, побегов малины, листьев кипрея, лесной земляники, побегов малины, травы перечной мяты и двудольной крапивы 300 мл кипятка, и томить на водяной бане под крышкой в течение 10 минут. Настоять при комнатной температуре 1,5 часа, затем процедить. Принимать теплый настой по 50 грамм за полчаса до еды, 4 раза в день;
Лечение заикания аромотерапией
Для того, чтобы избавиться от страха и снять напряжение, можно использовать в лечении заикания ароматические масла таких растений, как розы, базилики, розмарина, бергамота, сосны и сандала. Успокоительный эффект оказывают масла чабреца, шалфея, герани, лаванды и полыни. Нанеся небольшое количество масла на чистый носовой платок, следует вдыхать этот аромат не менее трех раз в сутки.
Неплохим методом для лечения заикания является принятие двадцатиминутной ванны с 4-5 граммами ароматического масла таких трав, как чабрец, герань, шалфей и лаванда, смешанного со ста граммами кефира.
Лечение заикания медом и мумие
Как известно, заикание – это заболевание в первую очередь психологическое, посему при лечении необходимо использовать и психотерапевтические методы. Но, несмотря на то, что официальная медицина весьма активно выступает против того, чтобы использовать при лечении народные средства, существует несколько старинных «бабушкиных» рецептов мумие для лечения этого недуга.
Так как мед оказывает седативное воздействие, следует приготовить две смеси меда с мумие в пропорции 1:8 и 1:5. В каждой смеси должно содержаться по 0,2 грамма экстракта. Смесь сильно концентрированную нужно принимать утром, вечером же – смесь слабо концентрированную. Это лечение необходимо проводить на протяжении четырех месяцев.
Заикание у детей
Успех борьбы с заиканием у детей зависит в первую очередь от адекватной реакции на данный недуг родителей, если они, своевременно его обнаружив, станут следовать некоторым несложным правилам:
- Не следует обсуждать в присутствии ребенка причину возникновения у него заикания, поскольку это отнюдь не устранит ее, но усугубит заболевание, и процесс лечения затянется.
- Не нужно так же активно перестраивать ребенка в процессе лечения на то, чтобы он начал писать правой рукой (если ребенок левша), пусть делает так, как ему удобно. Во избежание неприятных недоразумений, учителя тоже следует предупредить.
- Необходимо создать для ребенка атмосферу понимания. Многие дети, страдающие заиканием, замыкаются в себе, и родителям следует быть максимально деликатными, чтобы ребенок без лишних волнений и переживаний точно знал о том, что ему позволяется, а что наоборот не разрешено.
- Не забывать проявлять особую заботу по отношению к ребенку, не допуская резких перемен и избегая какой бы то ни было нестабильности. Это необходимо для того, чтобы ребенок легко адаптировался в новой обстановке.
- Стараться контролировать режим дня ребенка, не допуская при этом перегрузок. Не нужно настаивать на продолжении занятий, если ребенок устал.
- Учитывая тот факт, что в большинстве случаев заикание излечимо, ни в коем случае не следует поддаваться панике. Наоборот, нужно подать ребенку пример и внушить ему уверенность в себе.
Помимо всего прочего, следует так же помнить о том, что иной раз ребенок начинает заикаться в случае элементарной нехватки словарного запаса. Не нужно впадать из крайности в крайность, пытаясь исправить ситуацию методом принудительного заучивания слов и текстов, ибо это приведет к тому, что заикание у ребенка не только не пройдет, но станет гораздо сильнее.
Грамотный специалист, психолог и логопед, может оказать существенную помощь в лечении заикания, но кроме этого родителям следует помнить, что самоконтроль – первый шаг на пути к успеху. Раздражаться на ребенка во время общения с ним нельзя ни в коем случае. Кроме того, нельзя подгонять ребенка, или одергивать его, если он, спеша как можно точнее выразить свою мысль, столкнулся со сложным для него звуком, вдруг стал запинаться и повторять его несколько раз подряд.
Не стоит забывать, что заиканием на всю жизнь ребенка могут «наградить» собственные родители, если их методом воспитания является насилие.
Причиной возникновения заикания у ребенка может быть страх насмешки над ним из-за того, что он, например, боится темноты, или же оставаться в комнате один, а так же из-за недостаточного проявления к нему родительской любви.
Основными предрасполагающими факторами заикания являются неуверенность в себе, уязвимость, а так же заболевание нервной системы ребенка.
Лечение заикания у детей
Как уже отмечалось, детское заикание можно лечить и в домашних условиях. Конечно, подход к устранению проблемы должен быть комплексным, то есть, необходимо водить ребенка на занятия к логопеду и психологу, но результат наступит значительно быстрее, если откорректировать модель домашнего поведения.
Необходимо помнить о том, что в присутствии заикающегося ребенка никогда не следует выяснять отношения. Иначе степень нервного заболевания, полностью зависящего как от внутренних раздражителей, так и от внешних, только усугубится.
Эта болезнь может проявиться и в результате неполноценного питания, и усиливаться в периоды наказания, переутомлений или во время какого-либо другого заболевания.
Если наблюдать за развитием ребенка с момента его рождения и придерживаться некоторых несложных правил, проблемы заикания можно избежать.
— Так, нужно проявлять заботу о нервной системе ребенка начиная с самого первого дня его появления на свет;
— стоит всячески оберегать младенца как от физических, так и от психологических травм;
— вообще, конечно, следует начать активное общение с малышом еще когда он находится в утробе матери;
— в целях предотвращения разрастания аденоидов, провоцирующих заикание, нужно как можно чаще проводить профилактику носоглоточных заболеваний.
Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.
Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.
Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.
Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.
Источник: old.doctorneiro.ru
Причины заикания у детей и факторы риска
Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.
К факторам риска относятся:
- наследственная предрасположенность;
- врожденная слабость речевого аппарата;
- нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
- органические патологии центральной нервной системы;
- внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
- чрезмерные психические нагрузки;
Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза , повышенной раздражительности, ночных страхов.
Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.
Формы заикания у детей
По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:
- невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
- неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.
В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:
- тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
- клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
- смешанное.
Стадии заикания у детей
В развитии патологии выделяют четыре стадии:
- Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
- Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
- Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
- Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.
Симптомы
Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка .
К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.
Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.
Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.
Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.
При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.
В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.
Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.
Источник: infourok.ru
Диагностика
Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.
Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.
Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.
Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:
- трудности и запинки в начале речи;
- нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
- попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.
С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография , реоэнцефалография . Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.
Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.
Источник: ostrov-j.ru
При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.
При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.
Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).
Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.
Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.
Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы : электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.
Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.
Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).
Массаж при заикании у детей
Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.
Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.
Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.
Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.
Упражнения при заикании у детей
Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.
Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.
Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.
Возможные осложнения и последствия
Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.
Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.
При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.
Прогноз
При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.
Профилактика
В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:
- поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
- расширение кругозора ребенка;
- избегание чрезмерных психических нагрузок;
- рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
- правильное обучение ребенка речи;
- рациональное питание;
- профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.
Видео с YouTube по теме статьи:
– расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей
В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.
У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.
Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия . Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.
Симптомы заикания у детей
К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.
При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.
Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.
Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.
Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.
Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией , лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.
Диагностика заикания у детей
Обследование детей с заиканием проводится логопедом , педиатром , детским неврологом , детским психологом , детским психиатром . Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.
Коррекция заикания у детей
В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.
Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения , физиотерапии, массажа , ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.
Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.
Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж , дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.
Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).
Прогноз и профилактика заикания у детей
При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.
Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.