с детьми старших и подготовительных групп
Направленность игры
: социально-личностная
Цель:
помочь детям осознать значимость труда для жизни людей, побуждать к продуктивной деятельности и получению удовлетворения от ее результатов.
В создании игры участвовала творческая группа педагогов ДОУ №54:
зам. зав. по УВР Камалова Т.А., музыкальные руководители Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В., педагог-психолог петрова М.А., воспитатель Щебитченко Л.Л., руководитель физвоспитания Соколова А.Д.
Ведущий : Ребята! Вы когда-нибудь слышали о городе мастеров? (Ответы детей). В этом городе живут очень добрые, веселые, смешные и умелые человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Горгана. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым и вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица, ни одной яркой краски. Скорее приезжайте, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем человечкам из города мастеров? Тогда в путь!
Горгана: (звучит запись) Ха-ха-ха! Как бы не так! Кто это осмелился разрушить мои чары и расколдовать город?
Ведущий: Уважаемая колдунья Горгана. Мы отправляемся в путь по просьбе веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй город.
Горгана: Ну, что ж, раз вы такие все отважные, вот вам тру-у-у-у-удное задание: вам нужно сделать кое-чего, воспользоваться кое-чем, достать все то, что там находится, и правильно его разместить. Ха-ха-ха! Встретимся в конце пути!
Ведущий: Ребята! Давайте разделимся на 4 команды, каждая пойдет по своему маршруту спасать город (вручает воспитателям маршрутные листы). Звучит веселая музыка, дети уходят по маршрутам.
^ Станция «Улицы мастеров»
Комната речевого развития.
Проводит воспитатель Щебитченко Л.Л.
Задания для детей подготовительной группы
Чтобы вернуть в город этот домик нужно сделать его веселым и нарядным.
А для этого вам предстоит выполнить задания.
Готовы ли вы их выполнить?
Отгадайте, кто живет в этом доме? Перед вами жители. Посмотрите на звуковые схемы и скажите, кто хозяин этого дома? (Гном)
/Коллаж с изображением куклы, утки, собаки, гнома/
Угадайте, как зовут этого гнома? (По первым буквам названий предметов на карточке) ВАСЯ (в
илка, а
пельсин, с
анки, я
блоко)
Злая Горгана сняла в волшебном городе таблички с названиями улиц.
Чтобы узнать, какие улицы были в волшебном городе, достаньте из этой коробки карточку и дайте название улице. (апельсин – апельсиновая, вишня – вишневая, солнце – солнечная и т.д.)
А теперь послушайте стихотворение и добавьте словечко, чтобы получилось стихотворение. Задание называется «Подскажи словечко».
Поезд водит – (машинист)
Пашет поле – (тракторист)
Самолетом правит – (летчик)
Клеит книги – (переплетчик)
В школе учит нас – (учитель)
Строит здания – (строитель)
Красит стены нам – (маляр)
Мебель делает – (столяр)
Песни нам поет – (певец)
Торговлей занят – (продавец)
На станке ткет ткани – (ткач)
От болезней лечит – (врач)
Лекарства продает - (аптекарь)
Хлеб печет в пекарне – (пекарь)
Пишет красками – (художник)
Сапоги сошьет – (сапожник)
Часы починит – (часовщик)
Погрузит краном – (крановщик)
Рыбу ловит нам – (рыбак)
Служит на море – (моряк)
В машине возит груз – (шофер)
Хлеб убирает – (комбайнер)
За свинками следит – (свинарка)
Доит коров всегда – (доярка)
Главный в поле – (агроном)
Звезды знает – (астроном)
Ходит в горы – (альпинист)
Вглубь плывет – (аквалангист)
В доме свет провел – (монтер)
В шахте трудится – (шахтер)
В жаркой кузнице – (кузнец)
Кто всех знает МОЛОДЕЦ!
Человечки, жившие в этом городе, были хорошими мастерами. Посмотрите, солнышко, без лучиков. Лучики у солнышка появятся, если вы скажете что умели делать мастера? (ответы детей: лепить, рисовать, строить, выращивать цветы и т.д.)
Итак, вы выполнили все мои задания, и я могу одну деталь от этого дома вам вручить. (Достаю из «Чудесного мешочка» деталь и прикрепляю к домику)
^
Задания на станции для детей старшей группы
Посмотрите на мои губы и скажите, какой звук я хочу произнести? (У)
Сейчас мы будем собирать слова, в которых есть звук У.
^
Игра называется: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».
(Дуб, колобок, сумка, дом, лягушка, стена, кукла, дверь, утка).
В этом домике поселился жилец в названии которого есть звук О .
Кто это? (Гном)
^
В этой букве нет угла, потому она кругла
До того она кругла, покатиться бы смогла.
Что это за буква такая?(О)
Дети выкладывают под музыку «Лошадки» букву из арбузных косточек.
В городе Веселых Мастеров исчезли таблички с названиями улиц. Возьмите из волшебной коробочки карточку и скажите название улицы.
(Образование прилагательных: солнечная, виноградная и т.д.).
Гномик в домике загрустил. И у нашего солнышка очень мало лучиков. Если мы скажем про солнышко, какое оно, то лучиков у него добавится и оно согреет своим теплом маленького гномика.
^ Доброе, ласковое, жаркое, лучистое, золотистое, озорное, веселое, теплое.
Из этой чудесной книжки я хочу вам загадать загадки, а отгадки вы должны найти на этой страничке.
Загадываю загадки из книги «Уроки правильной речи» Татьяны Успенской.
Детям вручается деталь к «заколдованному домику».
^
Станция «Музыкальный город»
Виртуальная студия.
Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, ППС «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта» (для старшей группы) и ППС «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик» (для подготовительной группы)
Музыкальные руководители: Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие необычные дома в этом заколдованном городе. Как вы думаете, кто может жить в этих домах? (ответы детей).
Да! Судя по домам, в них живут мастера-музыканты. Но злая колдунья отобрала инструменты у музыкантов и спрятала их в оркестровой яме. Нам нужно выполнить задание: отгадать, какой звучит инструмент, и вернуть их музыкантам. Если вы правильно выполните задание, то сможете услышать, как они прекрасно играют вместе. (Для детей старшей группы компьютерная игра «Волшебная флейта» - Книга; для детей подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик» - Голубой слон).
Ребята! Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Но вам предстоит выполнить еще одно, не менее трудное задание.
Колдунья заколдовала не только веселых человечков, но их друзей: сказочных героев, птиц, животных. Прежде чем приступить к этому заданию, давайте расскажем стихотворение с помощью деревянных палочек. Если мы расскажем его ритмично, дружно, то сможем перейти к трудному заданию.
(Логоритмическое упражнение, сборник «Удивительный ритм»).
для подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик, фрагмент «Ёлка».
После выполнения всех заданий ведущий станции отдает детям цветную деталь домика, которую нужно прикрепить к «Заколдованному домику».
^ Станция «Дом эмоций»
Театральная студия
Педагог-психолог Петрова М.А.
- Вы уже, наверное, знаете, что злая волшебница Горгана заколдовала наш город. Все краски пропали! А когда мир серый, скучный, то нет и эмоций. Все скучное, однообразное..»
Дети: «Жалко.. Грустно..»
Ребята, поможем вернуть краски и эмоции в город?
Тогда, ребята, я расскажу вам историю. У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить хозяину.
Также и с чувствами. Один человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Другой человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими.
Ребята, а бывает такое, что от радости вы так придушите своего друга, что ему больно будет? А от злости что-нибудь сломаете? (Ответы детей)
Давайте тогда наводить порядок в нашем доме. В каждое окошко поселим по чувству. Чтобы и у нас был полный порядок с нашими эмоциями.
Давайте вспомним, какие у нас есть чувства. (Показываются картинки с изображением различных эмоций).
Дети : Радость. Удивление. Злость, Страх, Грусть.
Возьмите белые кружочки у вас на столах. Нарисуйте в ней любое чувство… Помните, что в нашем доме, как и в нас самих, уживаются разные эмоции. Старайтесь нарисовать разные эмоции. Пока рисуете, обращайте внимание на то, что происходит с бровями, глазами, ртом и даже носом, когда мы радуемся, грустим, боимся и удивляемся.
Теперь вы заселим наших человечков в дом и украсим их, Выберите для своего человечка детали: волосы, банты или уши.
Молодцы, ребята! Своим мастерством вы победили злое волшебство Горганы и вернули одну из деталей «заколдованного домика».
Счастливого вам пути!
^ Станция «Переход через джунгли»
Физкультурный зал. Руководитель физвоспитания Соколова А.Д.
Звучит музыка «Чунга-Чанга». Детей встречает ведущий станции в костюме мартышки. Предлагает вместе с ней отправиться в джунгли на поляну игр.
^
1 задание «Проберись через джунгли»
Командная эстафета. Дети делятся на 2 команды. Первые игроки надевают на себя коробку, декорированную лентами, листьями. Необходимо добежать до стойки, обежать ее, вернуться к команде и передать коробку следующему игроку.
^
2 задание «Мартышки»
На противоположных сторонах зала отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики – это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок. Остальные дети – «мартышки», у них за пояс закреплены ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала, берутся за руки и по команде в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:
В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.
Огромное количество веселых шалунишек
Набеги совершают на местные сады
Когда они появятся – уж точно жди беды.
Сторож ловит мартышек, стараясь выдернуть ленточку. Если это ему удалось сделать, то мартышка считается пойманной.
^
3 задание «38 попугаев»
Командная эстафета. Оборудование: 2 «змеи» для хождения. (Пособия сшиты из ткани и наполнены синтепоном).
Дети делятся на 2 команды. Игроки по очереди проходят по «змее», возвращаются бегом обратно.
^ Ведущий станции: Какие вы ловкие и смелые. Все задания выполнили! Получайте деталь к «заколдованному домику».
Итог маршрутной игры
Пройдя все маршруты, дети возвращаются в зал
Воспитатели закрепляют домики на центральной стене. Звучит таинственная музыка и голос Горганы.
Что!! Не верю своим глазам! Вы все справились с моими трудными заданиями? Все равно не уступлю!
Ведущий : Горгана! Это не честно! Мы выполнили твое условие, Сними теперь свое колдовство с веселых человечков.
Горгана : Ни за что!
Ведущий : Ребята, давайте попробуем победить ее улыбкой и веселой песней. Исполняется песня «Улыбка» (Пока дети поют, воспитатели прикрепляют на домиках человечков, которые улыбаются).
Ведущий : Дети! Посмотрите, у нас опять веселый и счастливый город. Мы победили злую колдунью!
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.
В чём заключается игровая деятельность по ФГОС
Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учится жить в современном мире
Это интересно. Известный русский педиатр, психолог и благотворитель ХIХ века Е.А. Покровский говорил: «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Главная особенность дошкольного образования - отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых - к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах - вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.
Значение
Игра способствует самореализации ребёнка с среде сверстников
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу
- развиваться физически и интеллектуально;
- формировать положительные черты характера;
- учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
- быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать - узнавать - создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Цели и задачи
Игра способствует развитию речи ребёнка
Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС:
- развивает логическое, образное, критическое мышление;
- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
- расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
- заставляет проявлять инициативу;
- развивает различные психические функции, в том числе речь;
- способствует физическому развитию.
Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:
- знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
- общефизическая подготовка;
- выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
- подбор игрового материала;
- правильная организация и проведение игр.
Принципы и формы игры
Дети должны чётко понимать правила игры
Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
- свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
- исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
- отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
- чёткое понимание ребятами правил игры;
- исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
- достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
- наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
- своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
- создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
- доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По форме игры могут быть:
- индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
- групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.
Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.
Программные документы
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03–51–46 ин/14–03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Детальный анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что в современное правовое поле для определения сути системы образования в дошкольном учреждении, были внесены существенные коррективы в сравнении с программными документами предыдущих лет.
Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС
Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов
Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить
- креативный подход воспитателя к работе;
- выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
- учёт личностных качеств играющих;
- хронометраж.
Используемые игры можно разделить на две группы:
- с фиксируемыми правилами (например, лото);
- свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению - дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).
Список приёмов по ФГОС
Физическое развитие малышей также реализуется через игру
По ФГОС игры делятся на:
- досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
- подвижные (способствуют физическому развитию - физкультминутки, разминки и т.д.);
- театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности - постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
- компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
- игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все - лото, домино и т.д.);
- сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)
Видео: Сюжетно-ролевые занятия в младшей, средней и старшей группах
Видео: «Путешествие» для старшей группы
Эти виды игр применяются в работе с детьми любого возраста, с учётом уровня развития малышей. Так, например, лото в младшей группе представляет собой отдельные картинки животных, которые нужно правильно расположить на плакате с изображением нескольких зверей.
Современные виды игровой деятельности
Игра-культурная практика позволяет через моделирование игрового пространства реализовать поставленные образовательные цели, например, проверить с помощью «капитана корабля» способность «экипажа» осуществлять простейшие арифметические действия в пределах 10
Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:
- игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
- игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).
Игровая образовательная ситуация
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое - дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе - на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:
- незамысловатый сюжет, который требует много времени;
- специально организованное игровое пространство;
- наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
- направляющая роль воспитателя.
Типы ИОС
Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:
- использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым - муляжа растения с комнатным цветком);
- связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
- ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).
Примеры
Видео: Физкультурное занятие «Игрушечный городок»
Видео: Сюжетная образовательная ситуация по ПДД в средней группе
Видео: Занятие «Путешествие по математике с Машей и медведем»
Суть социо-игровой технологии
Использование социо-игровой технологии предполагает работу в малых группах (чаще всего по 6–8 человек)
Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры . Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.
- Педагог - равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
- Движение и активность.
- Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.
Формы
Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:
- Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
- Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
- Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
- Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т.д).
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
- Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).
Примеры социо-игровой активности
Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.
«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)
Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется: «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов - от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».
«Говорим хором» (социо-направленный приём)
Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.
«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)
Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.
Видео: Социо-игровой подход в развитии коммуникативых навыков дошкольников
Компьютерные игры
Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка
Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями. Компьютерные игры:
- помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
- способствуют формированию умения анализировать;
- ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.
Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.
Примеры
Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.
- «В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа). Цель: познакомиться с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.
- «Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.
- «Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.
Как провести правильный анализ?
Целесообразность тех или иных игровых технологий оценивается, в том числе, и по активности ребёнка
Мониторинг успешности использования игровых приёмов в детском саду проводится 3 раза в год (в начале, в конце учебного года, а также в середине). Оценке подвергается вся группа детей, проводит диагностику воспитатель или лицо, задействованное в том или ином занятии. Осуществляется этот анализ по 3 аспектам:
- организационный компонент;
- деятельность взрослого (воспитателя, учителя физкультуры, музработника);
- деятельность ребёнка.
Таблица «Анализ игровой деятельности дошкольников»
Аспект анализа | Критерии анализа | Оценка | |||
Да | Нет | Частично | Другое | ||
Организация и проведение игры | Соответствие целей задачам группы | ||||
Соответствие уровню развития детей | |||||
Соответствие программе | |||||
Соответствие санитарным нормам | |||||
Соответствие материально-технической базы условиям игры | |||||
Деятельность воспитателя | Разнообразие приёмов для решения задач игры | ||||
Соответствие приёмов возрасту малышей | |||||
Правильность применения приёмов | |||||
Деятельность детей | Усвоение содержания игры | ||||
Активность, внимание, интерес к занятию (оценивается как минимум 2 критерия) | |||||
Соответствие поведения условиям занятия | |||||
Соответствие знаний, умений и навыков норме |
По итогам заполнения таблицы можно увидеть те методические пробелы, которые обозначены в графе «нет». На эти критерии нужно обратить внимание особенно, изменив форму игровой деятельности или внеся доработки в её содержание.
Игра для дошкольников - это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.
Электронный журнал
Делимся опытом
Маршрутная игра «В поисках клада Волшебницы Зимы»
Ирина Кадулина
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака Республики Башкортостан
Как организовать познавательную деятельность дошкольников и при этом удовлетворить их потребность в движении? Проведите маршрутную игру. Задания на интерактивной доске, компьютерные игры, перемещение со станции на станцию и сюрпризный момент в конце путешествия сделают игру познавательной, актуализируют имеющиеся у детей знания и умения и не дадут им соскучиться.
Встреча со Снеговиком
Маршрутные игры или игры по станциям - известный способ организации детской познавательной деятельности. В ходе игры дети демонстрируют творческие, интеллектуальные и организаторские способности.
Для организации маршрутных игр педагоги используют разные пособия, электронные образовательные ресурсы и интерактивное оборудование:
· интерактивные доски, интерактивный стол;
· телевизор, проектор, ноутбук;
· видео- и аудиозаписи.
Кроме того, самостоятельно монтируют клипы, создают презентации и электронные игры. Это делает образовательную деятельность динамичной и наглядной, развивается познавательный интерес детей, что приводит к повышению их активности и снижению утомления. При этом интерес к теме сохраняется у дошкольников и после игры.
Педагоги МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака проводят маршрутные игры с детьми на протяжении двух лет. Данная организация познавательной и творческой деятельности заинтересовала и детей, и взрослых. В ней участвуют дошкольники, педагоги и родители. За это время педагоги подготовили и провели маршрутные игры: «Путешествие по городу», «Такая разная бумага», «Загадочная планета Селена».
В ноябре 2016 года в рамках празднования Дня матери была организована большая маршрутная игра «Самое красивое слово МАМА!» с участием родителей, детей старшей группы и педагогов. Каждая игра интересна по-своему.
Одной из первых была маршрутная игра по станциям «В поисках клада Волшебницы Зимы». Остановимся на ней подробнее.
1-я станция - «Зима» (демонстрация видеофрагмента по теме «Природа зимой»)
Каковы цели и задачи маршрутной игры
Основная цель маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» - создать условия для совместной деятельности детей с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования.
Задачи, которые педагоги решали в ходе данной игры:
· развить любознательность, воображение, познавательную и творческую активность дошкольников;
· обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
· совершенствовать игровые замыслы и умения;
· закрепить коммуникативные навыки в ходе общения детей со взрослыми и сверстниками;
· способствовать сближению воспитанников группы, детей и педагогов;
· воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, развивать эстетические чувства;
· формировать самостоятельную творческую деятельность детей;
· создать атмосферу общей радости, хорошего настроения.
2-я станция - «Одень человека по погоде» (выполнение задания на компьютере)
Проведению маршрутной игры предшествовала предварительная работа. В ходе непрерывной образовательной деятельности педагоги проводили с детьми беседы по теме «Время года - зима», дидактические и речевые игры, рассматривали иллюстрации «Природа зимой», «Зимние забавы», смотрели презентацию «Зима».
Дошкольники отгадывали загадки, учили стихотворения и пословицы о зиме, вспомнили зимние приметы, слушали произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Непосредственно для проведения маршрутной игры педагоги подобрали электронные образовательные ресурсы из картотеки ДОО: тематические видеозаписи, компьютерные игры-задания с учетом возраста воспитанников. Кроме того, они подготовили иллюстрации с зимними пейзажами, нарисовали карту с маршрутом, записали видеопослание Волшебницы Зимы.
По сценарию маршрутной игры дети с ведущим перемещаются по всему детскому саду. Воспитатели задействовали групповые комнаты, компьютерный класс, музыкальный зал, холл ДОО.
Воспитанники выполняют разные задания на ноутбуках, интерактивной доске, интерактивном столе, передвигаются от станции к станции, имитируя зимние игры и забавы, общаются со Снеговиком, отгадывают загадки. Таким образом, в ходе маршрутной игры педагоги организовали разные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы, конструирование и изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную.
Зрителей в данной игре нет, родители не участвуют. Дети объединяются в группу, общая цель которой - найти клад Волшебницы Зимы. Однако на некоторых станциях дошкольники не только взаимодействуют, но соревнуются, выполняя творческие задания. Мероприятие заканчивается в холле детского сада у главной елки.
Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования представлен в приложении.
3-я станция - «Помоги Незнайке» (игра за интерактивным столом)
Как организовать маршрутную игру
Чтобы организовать маршрутную игру, следуйте данному алгоритму. За месяц до мероприятия соберите творческую группу педагогов, ответственных за проведение игры. Совместно с творческой группой педагогов определите время и тематику маршрутной игры.
Придумайте название и сюжет, составьте маршрут движения группы детей по помещениям детского сада.
Привлеките родителей воспитанников к участию в маршрутной игре в качестве зрителей, помощников на станциях, непосредственных участников. Кроме того, родители могут подготовить атрибуты, костюмы для детей.
Тщательно продумайте сюрпризы и открытия в конце маршрутной игры. Это обязательный этап. От него во многом зависит, с каким настроением дети будут вспоминать свое путешествие.
После проведения мероприятия проанализируйте полученные результаты. Если в игре дети проявили лучшие личностные и интеллектуальные качества, почувствовали свою успешность, значит, педагоги решили поставленные задачи.
Последний, но важный этап - подготовьте отчет и разместите фото- и видеоматериалы на сайте.
4-я станция - «Снежинки» (вырезание снежинок из бумаги)
Какие результаты вы получите
Маршрутная игра помогает достичь результатов всем участникам:
· дошкольникам - получить новые знания в доступной для их возраста игровой форме, проверить свои силы и способности при выполнении увлекательных заданий;
· воспитателям - повысить эффективность образовательного процесса, сделать занятия более интересными, увлекательными и яркими;
· родителям - лучше узнать своих детей, сблизиться с ними.
Кроме того, маршрутные игры способствуют сближению детей группы, воспитанников и педагогов, семьи и ДОО. Позволяют детям проявлять себя, показать свой кругозор, проявить лучшие качества, почувствовать себя успешными. Создают положительный эмоциональный настрой.
Если проводить данные игры регулярно, педагоги повысят профессиональное мастерство, и подготовка мероприятия со временем будет требовать меньше времени.
Также читайте статью
«Маршрутная игра „По следам снежного человека“»
Украшение елки снежинками
Приложение
Сценарий маршрутной игры «В поисках клада Волшебницы Зимы» для детей старшей группы1
Оборудование и материалы: проектор; интерактивная доска; интерактивный стол; экран для демонстрации видео; ноутбуки (по количеству детей); стойки для обозначения станций; сугробы (имитация из ткани); шапки-ушанки (по количеству детей); иллюстрации с зимним пейзажем; ножницы (по количеству детей); листы белой бумаги; бумажные снежинки; ватные комочки; видеопослание от Волшебницы Зимы; аудиозаписи.
Действующие лица: Ведущий, Снеговик - воспитатели.
Ход игры:
Звучит аудиозапись песни «Что нам нравится зимой»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой). Воспитатель приветствует детей.
Ведущий:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять -
Надо глазки закрывать.
Дети закрывают глаза. Звучит аудиозапись песни «Ёлочка»
(муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен). В группу входит Снеговик.
Снеговик:
Здравствуйте, дети!
Ведущий:
Ребята, давайте откроем глаза и посмотрим, кто к нам пришел. (Дети открывают глаза.)
Здравствуй, Снеговик! С чем ты к нам пожаловал?
Снеговик:
Я привез вам письмо.
Ведущий:
Интересно, от кого это письмо? Что в нем написано?
Ведущий открывает конверт, достает из него письмо и карту. Затем читает письмо.
Ведущий:
«Здравствуйте, ребята! Я посылаю вам карту. На ней нарисован маршрут движения по станциям. Если вы будете правильно двигаться по этому маршруту, то вас ожидает сюрприз. Постарайтесь выполнить все мои задания. Волшебница Зима» Ребята, вы поняли, кто прислал нам это письмо?
Дети:
Волшебница Зима.
Ведущий:
Она приглашает отправиться в путешествие, в конце которого нас ждет сюрприз. Давайте рассмотрим карту.
Воспитатель рассматривает с детьми карту и задает им вопросы.
Ведущий:
Что вы видите на карте? Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
Дети:
Искать клад по карте, которую нам прислала Волшебница Зима.
Ведущий:
Правильно. Тогда начинаем наше путешествие за кладом. А поедем мы на лыжах. Возьмите по паре воображаемых лыж и палки. Вставайте на лыжню друг за другом. Оттолкнулись - и вперед! Не торопитесь, не наступайте друг другу на лыжи, а то упадете. Не забывайте держать дистанцию и помогать себе палками. Впереди горка. Давайте с нее съедем. Лыжи вместе, палки под мышками. Ветер свистит в ушах.
Звучит аудиозапись песни «Зимушка-зима» (муз. О. Макушина, сл. Г. Мовчана).
Дети, изображая движения на лыжах, перемещаются из группы в музыкальный зал.
Ведущий:
Мы приехали к первой станции - «Зима».
1-я станция - «Зима» (музыкальный зал)
Дети входят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом
у большого экрана, чтобы посмотреть видеозапись
с посланием Волшебницы Зимы.
Ведущий: Ребята, свое первое задание Волшебница Зима прислала нам на видео. Давайте посмотрим его.
Волшебница Зима (видеозапись)
:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Приглашаю вас ко мне,
В гости к зимушке-зиме!
Вы скажите мне, друзья,
А какая я - зима?
Ведущий:
Вот вам первое задание. Давайте подумаем и скажем, какая бывает зима?
1-ребенок:
Холодная, суровая.
2-й ребенок:
Вьюжная, морозная.
3-й ребенок:
Долгая.
4-й ребенок:
Снежная, красивая.
5-й ребенок:
Сказочная, волшебная.
Ведущий:
Совершенно верно. Зима бывает разной, но природа в это время года всегда поражает своей красотой. Ребята, давайте полюбуемся зимними пейзажами.
На экране демонстрируется видеофрагмент по теме «Природа зимой»
(подбирается из картотеки электронных образовательных ресурсов, имеющихся в ДОО).
Дети слушают рассказ ведущего о красоте зимней природы, отвечают на вопросы.
Вопросы для детей:
· Какое время года вы видите на фотографии?
· Чем покрыты деревья, кустарники?
· С чем их можно сравнить?
· А вам нравится зима?
· Чем она вам нравится?
· Как люди одеваются зимой?
Ведущий:
А сейчас предлагаю вам одеться потеплее и отправиться к следующей станции, где нас уже ждет Снеговик.
Звучит аудиозапись песни «Три белых коня» (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева). Дети
надевают шапки-ушанки и вместе с ведущим перемещаются в компьютерный класс.
К этому моменту Снеговик подключает компьютеры и ноутбуки по количеству воспитанников.
2-я станция - «Одень человека по погоде»
(компьютерный класс)
На этой станции дети выполняют задание на ноутбуках «Одень человека по погоде».
Для этого используется электронное пособие с учетом возраста воспитанников.
Снеговик:
Ребята, садитесь за столы. Будем с вами выполнять задание Волшебницы Зимы.
Ведущий:
Вот вам второе задание. Рассмотрите человечка на картинке. Вспомните, что сейчас зима, на улице очень холодно. Что необходимо сделать в этой игре?
Дети:
Надо одеть человечка в теплую зимнюю одежду.
Ведущий:
Давайте еще раз перечислим предметы зимней одежды.
1-й ребенок:
Теплая куртка или пуховик.
2-й ребенок:
Теплые штаны или комбинезон.
3-й ребенок:
Зимние ботинки, сапоги или валенки.
4-й ребенок:
Шапка, шарф, варежки.
Ведущий:
Правильно. Приступайте к заданию, а то наш человечек совсем замерз.
Дети и Снеговик выполняют задание: снеговик на интерактивной доске,
а дети за столами. Снеговик выполняет задание с ошибкой.
Снеговик:
Я все выполнил и быстрее всех. Всем пока! До встречи на следующей станции.
Ведущий:
Постой, Снеговик! Мы еще не проверили, как ты справился с заданием. Ребята, посмотрите, все ли правильно он сделал.
Дети:
Снеговик ошибся: его человечек одет не по погоде.
Ведущий:
Давайте поможем Снеговику и исправим его ошибки.
Дети исправляют ошибки.
Ведущий:
А теперь предлагаю отправиться дальше по маршруту на следующую станцию. На этот раз мы поедем на коньках. Надевайте воображаемые коньки, крепко зашнуровывайте их. Вставайте друг за другом. Руки можно заложить за спину. И скользите, как по льду!
Звучит аудиозапись «Песни про коньки» (муз. В. Богатырева, сл. Д. Червяцова).
Дети, изображая, что едут на коньках, перемещаются в кабинет
дополнительного образования. Перед входом «снимают коньки».
3-я станция - «Помоги Незнайке» (кабинет дополнительного образования)
Дети входят в кабинет дополнительного образования.
Снеговик приглашает их к интерактивному столу.
Снеговик:
Приветствую вас на станции «Помоги Незнайке».
Ведущий:
Какое задание ждет нас здесь?
Снеговик:
Ребята, Незнайка нарисовал картину. Он хотел изобразить зиму, да что-то все перепутал.
Помогите Незнайке найти ошибки на картине.
Дети выполняют задание, проверяют результат.
Ведущий:
Снеговик, мы выполнили задание. Можем отправляться на следующую станцию?
Снеговик:
Нет, Незнайка приготовил для вас загадки. Послушайте первую загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
А что за тройка прилетела?
Дети:
Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.
Снеговик:
Правильно.
Ведущий:
Снеговик, ребята знают не только зимние месяцы. Сейчас мы тебе это продемонстрируем.
Игра «Месяцы времен года»
Ведущий перечисляет месяцы всех времен года и намеренно делает ошибки. Когда он называет месяц не по порядку, дети громко хлопают в ладоши и исправляют его.
Снеговик:
А теперь послушайте вторую загадку Незнайки:
Белая скатерть все поле покрыла. Что это?
Дети:
Снег.
Ведущий:
Правильно. Какой снег зимой?
1-й ребенок:
Белый, пушистый.
2-й ребенок:
Чистый, воздушный.
3-й ребенок:
Но бывает мокрый и тяжелый.
4-й ребенок:
Талый, липкий.
5-й ребенок:
Холодный.
6-й ребенок:
Серебристый, искристый, блестящий.
7-й ребенок:
Махровый, хрустящий.
Дыхательная гимнастика
Игра на развитие сильного плавного выдоха. Ведущий раздает детям кусочки ваты. Под музыку «Времена года. Февраль» П.И. Чайковского по сигналу Снеговика воспитанники дуют на вату.
Снеговик:
Самое время поиграть со снегом. Представьте, что вата - это снежинки. Давайте подуем на них. Раз, два, три - дуем!
Снеговик:
Я бы с удовольствием, но у меня еще есть дела. До встречи!
Звучит аудиозапись песни «Морозный денек» (муз. М. Мильмана, сл. М. Львовского).
Дети, имитируя езду на санках, возвращаются в групповую комнату.
4-я станция - «Снежинки» (групповая комната)
Ведущий:
Мы приехали на станцию «Снежинки». Посмотрите, сколько красивых снежинок зимой падает на землю (Обращает внимание детей на экран.)
И все они разные. Зима - волшебна пора!
Я предлагаю вам самим изготовить снежинки. У вас на столах лежат листы бумаги и ножницы. Садитесь на свои места. Но перед началом работы давайте посмотрим, как сделать красивую снежинку.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
Дети смотрят на экране этапы изготовления снежинки
и слушают объяснения ведущего. Затем самостоятельно вырезают снежинки из бумаги.
При необходимости ведущий помогает им.
Ведущий:
Молодцы! У вас получились воздушные, сказочные снежинки.
Белым пухом покрыта дорожка…
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко,
Как снежинки летят надо мной!
В группу забегает Снеговик.
Видит снежинки, которые сделали дети, и удивляется.
Снеговик:
Ребята, как вы смогли сделать такие красивые снежинки? Молодцы! Мне очень нравится! Я предлагаю каждому из вас повесить свою снежинку на общей елочке.
Звучит аудиозапись песни «Зимняя сказка» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачева).
Дети вместе с ведущим и Снеговиком выходят в холл детского сада
и украшают елку снежинками.
Ведущий:
Посмотрите, как преобразилась наша красавица! Ребята, карта показывает, что мы прошли весь маршрут. У елочки путь заканчивается. Вы справились со всеми заданиями и дошли до цели.
Дети:
А где же клад?
Снеговик:
Ой, посмотрите, под елочкой что-то лежит.
Ведущий:
Это и есть клад - сюрприз от Волшебницы Зимы.
Ведущий и Снеговик раздают детям сладкие подарки.
1 Маршрутную игру разработали И.А. Кадулина, старший воспитатель, А.И. Кульсарина, А.З. Мухьянова, И.В. Тарасова, Н.Н. Засядько, воспитатели МАДОУ «Детский сад № 2» г. Стерлитамака. >>вернуться в текст
Подвижная игра «Наш маршрут». Старший дошкольный возраст
Автор игры: Ващилина Светлана Николаевна - воспитатель подготовительной группы.Предназначение: Игра предназначена для детей от 5-7 лет. Воспитателей, учителей, инструкторов по физической культуре. Можно использовать на спортивных праздниках.
Описание игры:
Игра средней подвижности и проводится не на время, а на внимание.
Проводить её можно как в группе, так и на улице. Количество играющих человек неограниченно. Все участники делятся на водителей и пассажиров (зависит от количества детей в группе, 20 человек –выбираем 2-5 водителей, а остальные играющие - пассажиры в каждом автобусе).
Необязательно пассажиров в автобусах должно быть поровну, можно и разное количество человек.Игру можно повторять несколько раз (чтобы каждый пассажир стал водителем).
Задача водителя: вовремя отправить свой автобус (по сигналу), соблюдая схему маршрута, не допустить столкновения с другим транспортом, не потерять пассажиров и вернуться на свою стоянку.
Цель:
Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.
Задачи:
Образовательные задачи:
Вызвать интерес к игре;
развивать умения и способности детей ориентироваться по заданному маршруту, слушать и выполнять словесные инструкции взрослого;
развивать способности детей пользоваться не сложными маршрутными картами-схемами;
развивать внимание, память, координацию движений, умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы;
тренировать детей двигаться вместе «змейкой», не прерывая её;
Воспитательные задачи:
приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
развивать умение корректировать и соотносить свои поступки и действия с поступками остальных участников игры;
Оздоровительные задачи:
Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.
Необходимый инвентарь и атрибуты для игры:
правила игры;
головные уборы для водителей (или руль каждому водителю)
карты –схемы с маршрутами;
спортивный инвентарь для создания ориентиров:- пирамидки, мягкие модули, обручи (для группы). А на улице можно использовать постройка на площадке (песочницы, веранды, горки и т.д.).
Ход игры:
Внимание! Внимание! Приглашаем всех на экскурсию по достопримечательностям города Мурманска. Наши квалифицированные водители доставят вас к самым красивейшим местам родного города.
Прошу водителей занять свои места в автобусах (с начало назначаю мальчиков водителями, а при повторе игры водители меняются местами с пассажирами). Водители встаю рядом с ориентиром (пирамидкой), надевают головной убор.
Водители, получите свои маршрутные листы. (Даю карты-схемы или словесные инструкции маршрута, проговариваю маршрут каждого водителя).
Уважаемые пассажиры! Приглашаю, вас, занять свои места в экскурсионных автобусах. (Пассажиры встают за водителем, руками берут друг друга за талию).
(еще раз проговариваю правила игры)
Внимание! Уважаемые водители и пассажиры! Сейчас ваши автобусы отправятся по заданным маршрутам. Водитель должен двигаться очень осторожно, чтобы не потерять ни одного пассажира и точно пройти по своему маршруту. А пассажиры должны крепко держаться, не отпуская друг друга.
2 автобус
сначала отправляется в «Комнату смеха» (зеркало в зале), затем проезжает по лесной дороге мимо Семёновского озера и возвращается на свою остановку.
1 автобус
отправляется по лесной дороге на экскурсию в лес к домику лесника (построить из спортивных модулей), затем к музыкальному училищу (пианино в зале), возвращается на свою остановку.
Побеждает тот водитель и его команда, кто не потеряет ни одного пассажира и точно проедет по своему пути, согласно путевому листу (карте-схеме или словесному указанию).
Подвожу итоги, разбираю ошибки, повторяю игру еще раз, меняя водителя.
Подвожу итог всей игры. Награждение победителей.
Сценарий игры для школьников 4-6 класса «Кладоискатели»
Описание материал: предлагаю вам сценарий увлекательной игры по станциям для детей 4-6 классов «Кладоискатели». Данное мероприятие нацелено на тренировку детей ориентации на местности, развитие внимания, памяти, физических и интеллектуальных качеств.Ведущий
. Дорогие ребята! Вы все, наверное, любите приключения?
ДА! Сегодня и мы вам предлагаем самим отправиться на поиск клада.
Кто знает, как называются люди, которые отправляются на поиски клада?
Дети. Кладоискатели.
Ведущий. Верно. Сейчас каждый из вас станет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы отправимся в приключения командами. Сейчас вы должны разделиться на команды выбрать капитана, и получить задания на нашем КПП.
Что это значит? Верно это - отправная точка (около танцевальной площадке). КПП находится у выхода из танцевальной площадки. Ну а сейчас нам нужно разделиться на три команды, наши педагоги помогут вам в этом.
Деление детей на команды:
3 команды
: затейники, озорники, непоседы.
Ведущий. Сейчас вы отправляетесь по станциям. Их всего семь: «Трудности кладоискателей», «Горные хребты», «Горные хребты», «Переправа», «Ядро барона Мюнхгаузена», «На привале», «Коридор препятствий». Каждая станция расположена на определённом участке, на котором есть вывеска с названием станции. Сейчас команды получат маршрутные листы, и капитаны по ним будут вести своих кладоискателей. На каждой станции вас ждут испытания. Чем лучше вы с ними справитесь, тем быстрее получите подпись ответственного станции и тем больше у вас шансов завладеть кладом победителей.
Кто у вас капитаны? Просим подойти ко мне и получить маршрутный лист, по которому вся ваша команда должна пройти в строгой последовательности, как указанна нумерация в маршрутном листе.
После прохождения станций вам необходимо вернуться на КПП и получить дальнейший маршрутный лист для поиска самого клада.
В добрый путь дорогие участники!
Ведущий выдаёт маршрутные листы капитанам, даётся старт хлопанье воздушных шаров, дети отправляются по станциям.
Описание станций:
Станция «Трудности кладоискателей»Эта станция спортивная. Здесь надо переправляться через «болото». Для этого используются две дощечки. Ступать можно только на них, передвигая эти дощечки вперёд, нужно при этом пройти определённое расстояние.
Станция «Горные хребты»
Преодолеть «горные хребты» нелегко. Для этого придётся с закрытыми глазами пройти по верёвке, протянутой по земле.
Станция «Не зевай, на вопросы отвечай»
Кладоискателей ожидает успех, если они догадливые и обладают чувством юмора. Предлагается ответить на шуточные вопросы:
- Перечислить пять дней подряд, не упоминая чисел и названий дней недели.
- Что можно увидеть с закрытыми глазами?
- Может ли страус назвать себя птицей?
- Можно ли в решете принести воды?
- На какой вопрос никто никогда не ответит правдиво «да»?
- В каком пятибуквенном слове пять «о»?
Станция «Переправа»
Перед вами река, и нужно переправиться на другой берег. А паром (обруч) находится на том берегу. Капитан команды должен вплавь (бегом) переправиться на тот берег и доставить паром команде (надевает обруч на пояс и бегом возвращается к команде), захватывает следующего игрока, с обручем на поясе они быстро перебегают на противоположную сторону площадки – на другой «берег». Капитан остаётся на этом берегу, а участник, не снимая обруч, быстро возвращается назад и повторяет задание с очередным участником команды и т.д.
Станция «Ядро барона Мюнхгаузена»
Ядром служит воздушный шар. Каждый кладоискатель должен «оседлать» ядро, зажать его между колен и придерживать руками. В таком положении необходимо преодолеть путь до указанного места и обратно и передать ядро следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается»), то участник с другим шаром начинает путь сначала.
Станция «На привале»
Для участников команды включаются фонограммы песен, названия которых дети должны правильно назвать.
Станция «Коридор препятствий»
Участники должны преодолеть всей командой препятствия: капитан набивает волейбольный мяч и проходит со всей командой между кеглями, поставленными змейкой.
После того, как команды возвращаются на КПП, им вручаются карты, которые приведут участников к табличке «КЛАД». Сам клад будет вручен на танцевальной площадке. К каждой команде закрепляется педагог, который будет следить за правильностью выполнения заданий.
Маршрутная карта (1)
1. От стартового дерева пройти 27 шагов к лиственнице, которая находится слева от входа на танцевальную площадку, полной присядью.
2. Повернуть налево. С криками «Ура!» пробежать от лиственницы к статуе медведя.
3. Повернуть направо и сделать 11 шагов, взяв друг друга за уши, прямо до разветвлённого дерева.
4. Около разветвлённого дерева вы найдёте табличку с надписью «КЛАД».
5. Если вы нашли табличку с надписью «КЛАД», отправляётесь на танцевальную площадку за получение приза.
Маршрутная карта
(2)
1. От стартового дерева, взявшись за руки, проскачите приставными шагами вдоль 4-х толстых клёнов, расположенных вдоль ограждения детской площадки.
2. Поверните налево и пройдите 16 шагов вдоль изгороди аттракциона «Паровозик». (шагайте строго по траектории изгороди)
3. Затем сделайте 40 шагов по прямой, через каждые 10 шагов вам необходимо остановиться и всей командой прокричать «Мы ищем клад! Ура!».
4. Через 40 шагов вы должны оказаться у разветвлённого дерева. Ищите табличку с надписью «КЛАД!».
5. Если вы нашли табличку с надписью «КЛАД!», отправляйтесь на танцевальную площадку за получением приза.
Маршрутная карта
(3)
1. От стартового дерева пройти 30 шагов гусиным шагом к статуе оленя
2. Повернуть направо и пройти 10 шагов, держась за уши с песней «Вместе весело шагать» до ограждения колеса обозрения.
3. Повернуть налево, держась за руки пропрыгать на одной ноге до елочки.
4. Обойти ёлку кругом с песней «Маленькой ёлочке холодно зимой».
5. Добежать до первой клумбы музея, там искать табличку с надписью «КЛАД!»
После нахождения таблички все команды возвращаются на танцевальную площадку для получения клада.
Ведущий: Итак, сейчас мы просим выйти на сцену команду №___, она первой прошла все станции и отправилась за кладом. Под аплодисменты мы приглашаем её на сцену.
Команда № ____ приглашается на сцену.
Команда № ____ приглашается на сцену для получения своего клада.
Ведущий : Мы поздравляем участников с умелым, быстрым, слаженным прохождением всех станций. Давайте еще раз улыбнемся друг другу и наградим аплодисментами! Молодцы. Всем спасибо и до новых встреч!